закон о казино в россии consultant / Запрет азартных игр в сети «Интернет»: закон и практика

Закон О Казино В России Consultant

закон о казино в россии consultant

Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в соответствии со статьей настоящего Федерального закона. Для целей настоящей части местом осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) место жительства участника азартной игры расположено на территории Российской Федерации;

2) место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый участником азартной игры для оплаты ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, или оператора электронных денежных средств, через которого участником азартной игры осуществляется оплата ставок, интерактивных ставок и иных платежей в пользу организатора азартной игры, расположено на территории Российской Федерации;

3) сетевой адрес участника азартной игры, используемый при оплате ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, зарегистрирован в Российской Федерации;

4) международный код страны абонентского номера, используемого участником азартной игры для оплаты ставок, интерактивных ставок и осуществления иных платежей в пользу организатора азартной игры, присвоен Российской Федерации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от N ФЗ)

4. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от N ФЗ)

5. Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов, за исключением создания игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Корпорация).

6. Не допускается прием ставок организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах при осуществлении деятельности посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи путем перевода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств, приема платежей физических лиц, почтового перевода денежных средств организатору азартных игр, осуществляемых оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, банковским платежным агентом и (или) банковским платежным субагентом, за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой, и проведения операций по расчетам с использованием платежных карт (эквайринг), осуществляемых единым центром учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов в пункте приема ставок организатора азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах. Организатор азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вправе принимать интерактивные ставки, переданные только путем перевода денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), единым центром учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов с использованием электронных средств платежа по поручениям участников данных видов азартных игр.

(часть 6 в ред. Федерального закона от N ФЗ (ред. ))

7. К деятельности по организации и проведению азартных игр, которая может осуществляться организаторами азартных игр исключительно в казино и залах игровых автоматов, расположенных в игорных зонах, относится заключение с физическим лицом или за его счет соглашения, по которому обязанность исполнения (прекращения иным способом) обязательств, подлежащих исполнению стороной или сторонами такого соглашения, наступает ранее третьего дня после дня его заключения, в том числе в случае, если физическому лицу предоставляется возможность использовать денежные средства, которые должны поступить физическому лицу в результате исполнения (прекращения иным способом) обязательств по такому соглашению, для заключения иных соглашений ранее третьего дня со дня заключения такого соглашения, и обязанность исполнения (прекращения иным способом) обязательств по такому соглашению поставлена в зависимость от:

1) изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды;

2) наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государством или муниципальными образованиями своих обязанностей;

3) иного обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (за исключением соглашений о выигрыше, заключаемых при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах);

(в ред. Федерального закона от N ФЗ)

4) изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких показателей, предусмотренных настоящей частью.

(часть 7 введена Федеральным законом от N ФЗ)

8. Заключение соглашения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, осуществляется организаторами азартных игр в казино и залах игровых автоматов, расположенных в игорных зонах, независимо от факта и (или) способа осуществления арифметических и иных математических преобразований данных и информации о заключении, об исполнении и о прекращении такого соглашения либо о действиях его сторон в визуальные образы, рисунки и символы, в том числе тождественные или сходные до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.

(часть 8 введена Федеральным законом от N ФЗ)

9. Положения части 7 настоящей статьи не применяются к договорам, заключаемым на организованных торгах, а также к договорам, заключаемым форекс-дилером.

(часть 9 введена Федеральным законом от N ФЗ)

Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории России − проблема, актуальная со времен появления Рунета. Законодательство в этой сфере едва ли коррелирует с практикой его применения. Как известно, запрет деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи содержится в ст №ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»1. Более того, прямой запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Интернете, исключая случаи, предусмотренных указанным Федеральным законом, содержится в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2. За нарушение данных правовых норм законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность. Также в г. в Уголовный кодекс РФ была внесена статья , в соответствии с которой незаконными признаются организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере3. Административная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей закрепляется в ст КоАП РФ. Согласно поправкам, вступившим в силу с января г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода4. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта, предусмотренную вышеупомянутой ст. Федерального закона «Об информации». Такая ответственность наступает в силу ч.2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе», вводящую запрет на публикацию рекламы основанных на риске игр и пари в сети Интернет5.

«Согласно поправкам, вступившим в силу с января г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта»

Характеристики незаконного игрового контента были приведены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября г. N //: «К информации по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, нарушающей требования № ФЗ, относится размещенная в сети «Интернет» информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев: наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации о предложении принять участие в азартной игре, в лотерее, способствующей привлечению внимания потенциального участника на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет», где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш»6. Более того, Приказ определяет в качестве соответствующих критериев наличие материалов, дающих представление об азартных играх, наличие демонстрации участия в азартной игре, описывающей процесс и последовательность выполнения действий в азартной игре, а также наличие возможности на Интернет-странице перевода денежных средств7. Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта.

«Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта»

Несмотря на запрет организации сайтов для проведения азартных игр, законом определяются «исключительные случаи», когда использование информационно-коммуникационных сетей в игровых целей легально. Так, ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» содержит норму, фиксирующую право на создание букмекером (или организатором тотализатора), имеющим необходимую государственную лицензию и состоящим в СРО, сайта, осуществляющего прием интерактивных ставок. Таким образом, легализуется не организация игры как таковой в Интернете, но создание вспомогательных площадок лицензированных заведений в определенных игровых зонах8. Более того, букмекеры и организаторы тотализаторов в течение тридцати дней с даты получения лицензии обязаны вступить в «саморегулируемую организацию организаторов» азартных игр в букмекерских конторах или «саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в тотализаторах».

Подразумевается, что деятельность саморегулируемых организаций направлена на обеспечение прав владельцев букмекерских контор или тотализаторов, а также упорядочение их работы. Так, на официальном сайте саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» провозглашается: «Наша цель &#; это создание благоприятных условий для осуществления букмекерской деятельности и ее развития в России»9. Тем не менее, на практике возникает ситуация, когда сайты легализованных букмекерских контор, чья деятельность не запрещена, нередко попадают под блокировку (к прим., goalma.org, goalma.org, goalma.org и т.д.), в то время как «Ассоциация букмекерских контор» одобряет законодательные инициативы в пользу блокирований (в том числе досудебных) букмекерских сайтов10. Еще более парадоксальный подход действует в отношении покерных сайтов, которые рекламируются федеральными каналами и при этом запрещаются законом.

На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия. Судебный процесс в отношении дел о блокировке игровых сайтов имеет свою специфику. Обычно инициаторами иска выступают органы прокуратуры, причем иск рассматривается на судебном заседании зачастую в отсутствие обвиняемого, не уведомлённого о рассмотрении дела. В заявлении орган прокуратуры определяет ответчиком Роскомнадзор, который, в случае удовлетворения иска, должен будет провести процедуру блокировки сайта11. В среднем данная процедура занимает от двух до трех месяцев, и в течение неё сайт еще продолжает работать. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда владелец игрового сайта узнает о вступившем в законную силу судебном решении лишь по факту блокировки его ресурса.

«На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия»

В существующей на данный момент судебной практике очевидна тенденция удовлетворения исков против владельцев сайтов, содержащих информацию, соответствующую или имеющую потенциал соответствовать характеристикам противоправного игрового контента, указанных выше.

На правоприменительную конъюнктуру оказало существенное влияние Определение Верховного суда №КГПР от 09 октября г. по жалобе ОАО «Ростелеком» по заявлению заместителя прокурора Псковской области. В Определении Верховный Суд высказал жёсткую позицию: «Разрешая заявленные требования заместителя прокурора Псковской области, суд пришёл к выводу о том, что закон не предусматривает ответственности за распространение информации об азартных играх, в том числе и в сети Интернет. Сам по себе доступ граждан к сайтам, содержащим информацию об азартных игр, действующим законодательством не запрещается и не ограничивается. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.»12 Основные аргументы Суда в защиту столь специфического тезиса сводились к перечислению норм российского законодательства, запрещающего организацию азартных игр в Интернете. Ключевым пунктом Определения стало парадоксальное лингвистическое заключение: «Вместе с тем предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр. Правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет»13.

Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала г. в общей сложности было заблокировано более Интернет-сайтов с азартными играми. Даже такие крупные сервера, как Pokerstars, стали объектами для блокировки. Многие казино, особенно ориентированные на российский рынок, для продолжения своего функционирования открыли так называемые зеркала своих сайтов14.

«Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала г. в общей сложности было заблокировано более Интернет-сайтов с азартными играми»

Сложности при судебной блокировке игровых сайтов возникают в связи с их размещением за рубежом, так как она действует только в отношении тех провайдеров и в тех регионах, где были вынесены соответствующие решения. В их числе Ruscasinos, Wm-Bingo, Diamond, Worldslots, Grandmaster-casino, Ruvegas, Vegasred, Bet-at-home, а также иностранные казино: Redkings, Eurocasion, Eurogrand, Europacasion, Titancasino и Casinoeuro15.

C г. в связи со вступившими силу поправками такие государственные органы России, как ФНС, Роскомнадзор и Генеральная Прокуратура были уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта (его доменного имени, адреса или IP-адреса сервера) без судебного решения. Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу.

Заслуживает внимание внесение Роскомнадзором в реестр запрещённой информации 14 июля г. сайтов популярных платежных систем QIWI и Skrill16 . Такое действие, среди прочего, было мотивировано размещением на данных сайтах ссылок на офшорных букмекеров, информация о них и о том, как пополнить счета на сайтах нелегальных букмекерских контор. Тем не менее, компании без промедлений выполнили заявленные требования ведомства, удалив противоправную информацию, после чего их страницы были исключены из реестра запрещённых сайтов.

«Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу»

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие законотворческой и правоприменительной практики в отношении игровых сайтов идет по пути ужесточения методов «борьбы» с ними и расширения сферы запретов. Следует отметить, что изначально блокировка игровых Интернет-площадок имела целью пресечение оборота на территории России азартных услуг в рамках крупномасштабного проекта по регулированию игрового бизнеса, чреватого незаконными обогащениями и коррупцией. Однако, тотально запрещая деятельность всех сетевых ресурсов, предоставляющим доступ к азартным играм и даже информацию о них, законодатель вводит презумпцию противозаконности целой отрасли бизнеса, а не отдельных ее нежелательных элементов, тем самым создавая ограничение свободе предпринимательства в России. Будучи запрещённым, игорный бизнес продолжает существовать в подполье (каковым для игровых сайтов являются «зеркала» и иные способы обхода блокировки), где его регулирование правоохранительными органами становится в принципе невозможным. Более того, виртуальные блага, приобретаемые в онлайн-играх за реальные денежные средства, в случае закрытия сайта аннулируются и не возмещаются, в связи с чем серьёзные убытки несут законопослушные пользователи Интернета.

Автор текста: Мария Горбунова

Источник фотографии: goalma.org

Преждевременный запрет на казино и игровые автоматы фактически подхлестнул теневой бизнес

 

 Американский Лас-Вегас - мечта тысяч и миллионов азартных людей всего мира. Город свободы, ставок, неона и отдыха, настоящего отдыха. В России и Казахстане тоже пожелали иметь собственные Лас-Вегасы.

 Централизованная деятельность подобного рода способствовала бы, как минимум, развитию внутреннего туризма, а заодно позволила бы оживить очередной депрессивный район. Безусловно, устремление благое, однако в нашем случае, похоже, поспешили.

Фактически запрет на азартные игры, который стал дамокловым мечом для более чем казахстанских бизнес-образований, ни к чему позитивному, как видится сейчас, не привел. Буквально на днях корреспондент «Литера» проехал по Алматы с одной единственной целью - пересчитать приблизительное количество игровых, или, как их ныне называют, развлекательных, клубов. Результат оказался неутешительным. В среднем каждый второй квартал сегодня вновь обзавелся этими злачными заведениями. Причем все понимают, что это все вовсе не детские развлекательные клубы, разрешенные законом, а те самые взрослые с тем или иным поводом выигрыша.

Не будем перечислять способы, с помощью которых выигрыш так или иначе обеспечивается. О некоторых из них не подозревают даже официальные контролирующие органы. Однако клубы так или иначе действуют и по-прежнему развращают казахстанский социум. А ведь именно с этим негативным явлением намеревались бороться депутаты, впервые предложив запретить подобный бизнес в Казахстане. Причем есть мнение, что скорее для того, чтобы не отставать от России, подтверждая статус пионера на постсоветском пространстве.

На самом деле по-настоящему азартного человека нельзя остановить ни километрами, ни запретами. Он будет злоупотреблять, несмотря ни на что. Будь то непосредственно на рабочем месте игрой в популярную карточную игру «ази» либо в подпольных игровых клубах. Это как сухой закон, чем больше запрещаешь, тем больше негативных последствий. От водки травились, от псевдоигровых клубов сходят с ума. А особо обеспеченные не чураются поехать и в соседнее государство, дабы обогатиться волею случая. А деньги между тем текут мимо Казахстана.

И ладно бы просто мимо, но ведь и внутри страны запрет произвел существенные революции. Все знают, что «развлекательный клуб» чаще всего вовсе не развлекательный, а именно игровой - как в старые добрые времена. Не зря ведь сегодня они обвешивают себя нескромной рекламой, за которую отчисляются немалые суммы налогов. Неужели только на энтузиазме ностальгирующей публики им удается извлекать такие доходы? Разумеется, нет.

Влечет туда клиентов, как не так давно правильно выразился один депутат, вовсе не совпадение бананов и лягушек, а банальная жажда легких денег. Хоть и понимает он, что потратит больше, чем получит. А значит, рецидив азартной болезни налицо. И никакого змия никто не победил, а даже наоборот.

Раньше игровые клубы приносили немалый доход государству. В среднем каждый из них заносил в налоговую до тысяч тенге. К примеру, в Алматы их было больше А значит, почти млн тенге в бюджет. И это была не самая эффективная система налогообложения. Сегодня с учетом лицензий, которые получаются всем ведомым путем, они заносят гораздо меньше - они ведь просто развлекают. Официально статуса заведомо обеспеченного потребителями бизнеса у них уже нет.

- Нужно было просто изменить систему налогообложения с фиксированной на процентную, - считает финансовый консультант Александр Шведов. - То есть заработали столько - отдайте долю. У них там везде компьютеры. Специальные системы защиты и фискализация - и все будет работать.

Однако пошли по другому пути. Запретили. При этом ничего нового не создали. Нашли инвесторов, на этом дело и встало. Как злополучный БТА банк при старом руководстве - нарыли котлованов и назвали все это гордым званием - активы. А альтернативы американскому Лас-Вегасу по-прежнему нет. А значит, наши азартные сограждане по-прежнему идут в старые добрые игровые клубы, правда, под другой вывеской, и играют, играют, играют.

Но самое интересное, все эти нарушения закона «Об игорном бизнесе», а также Административного кодекса легко выявляются. Знают об этом и правоохранительные органы, из широты души и искреннего понимания идущие навстречу предпринимателям. Можно, конечно, допустить, что на безвозмездной основе, только вот как-то слабо верится. За добро ведь по старинной традиции в нашей стране принято платить деньгами. А значит, коррупция и все, что с этим связано. То есть деньги тем самым запретом отвратили фактически от государства и направили совсем в другое русло. Дали волю тени.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

1. Реклама основанных на риске игр, пари не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

3) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

4) содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;

5) содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

6) осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;

7) создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;

8) использовать образы людей и животных.

2. Реклама основанных на риске игр, пари допускается только:

1) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1, подпунктами "б" и "в" пункта 3 части настоящей статьи;

2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря года N ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Утратил силу с 1 сентября года. - Федеральный закон от N ФЗ.

Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, допускаются размещение, распространение рекламы:

1) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

б) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"):

  • на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;
  • на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;
  • на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;

в) во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы во время трансляции спортивных соревнований, установленного в соответствии с частями 3 и 9 статьи 14, частями 2 и 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

2) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в спортивных сооружениях;

б) на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов;

3) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в тотализаторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в тотализаторах:

а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях о конном спорте, о разведении и об испытаниях лошадей;

б) во время трансляции в прямом эфире или в записи бегов и скачек, испытаний лошадей на ипподромах, спортивных соревнований по конному спорту при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы во время трансляции указанных мероприятий, установленного в соответствии с частями 3 и 9 статьи 14, частями 2 и 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

в) в эфире телеканалов, программная направленность которых связана с конным спортом, разведением и испытаниями лошадей, при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы, установленного в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

г) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"):

  • на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях о конном спорте, о разведении и об испытаниях лошадей;
  • на официальных сайтах общероссийской и региональных федераций конного спорта, а также организаций, специализирующихся на конном спорте, на разведении и испытаниях лошадей;
  • на сайтах, размещающих информацию о конном спорте, о разведении и об испытаниях лошадей, владельцем которых является учредитель телеканала, программная направленность которого связана с конным спортом, разведением и испытаниями лошадей, при условии, что такой телеканал не является телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;

4) средств индивидуализации организаторов азартных игр в тотализаторах:

а) на территориях ипподромов:

  • в конюшнях;
  • на территориях, на которых осуществляются испытания лошадей;
  • в местах, предназначенных для размещения зрителей, присутствующих на испытаниях лошадей;

б) на спортивной форме спортсменов, занимающихся конным спортом, и (или) конноспортивных клубов, экипировке жокеев, наездников, снаряжении лошадей.

Во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований по конному спорту допускается реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах с учетом требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 части настоящей статьи, и реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в тотализаторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в тотализаторах с учетом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 части настоящей статьи.

3. Требования частей 1 и 2 настоящей статьи применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг. При этом требования пункта 8 части 1 и пунктов 1 и 2 части 2 настоящей статьи не применяются к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг, рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг, и рекламе азартных игр, распространяемой исключительно среди лиц, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с указанным в пункте 3 части 2 настоящей статьи Федеральным законом.

4. Требования пункта 8 части 1 и части 2 настоящей статьи не распространяются на рекламу лотерей.

Требования пункта 8 части 1 настоящей статьи в части использования образов лошадей, жокеев и наездников не распространяются на рекламу основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в тотализаторах.

5. Реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:

1) указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;

2) источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.


Комментарий к ст. 27 Закона о Рекламе


1. Комментируемая статья устанавливает особенности рекламирования основанных на риске игр, пари. Игорная деятельность регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 58 "Проведение игр и пари") и Федеральным законом "О лотереях".

Основанная на риске игра (азартная игра) - это базирующееся на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (статья 4 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Имеется и другое определение понятия "азартная игра". В соответствии со статьей Налогового кодекса Российской Федерации под азартной игрой следует понимать основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Оба приведенных легальных определения понятия "азартная игра" по своей сути являются идентичными.

Пари - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет, например ставки на скачках.

2. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи реклама основанных на риске игр, пари не должна:

  • обращаться к несовершеннолетним. Запрет рекламы азартных игр, обращенной непосредственно к несовершеннолетним, установленный в данной норме, предусматривает, что реклама азартных игр не должна быть направлена на восприятие ее несовершеннолетними или влиять на мотивацию несовершеннолетних участвовать в азартных играх. Указанная норма также содержит запрет на распространение рекламы азартных игр в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних. При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого являются детские передачи (публикации). Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена. Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении;
  • создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию. Закономерность получения дохода от собственной деятельности, основанной на рациональном использовании собственных физических и умственных ресурсов, является одним из условий материальной стабильности. Заработок или иной доход зависят практически в полной мере от человека и приложенных им сил, а поэтому существуют гарантии его получения в случае, если лицо совершило все необходимые действия, в результате которых предполагается вознаграждение. В основе мероприятий, рассматриваемых в настоящей статье, лежит риск, надежда на удачу и отсутствие уверенности в выигрышности каждого отдельного подхода к игре.

Формирование у потребителя впечатления о том, что игры и пари могут стать источником материального благосостояния, является дезинформированием доверчивого и ленивого населения.

Требования о недопущении такого содержания рекламы предполагают запрет непосредственного сообщения о том, что участию в играх, основанных на риске, пари, сопутствует удача или благодаря этому преумножается имущественное состояние, а также построения сюжетного и словесного ряда рекламы таким образом, что в ней содержится намек на такие обстоятельства.

Любая азартная игра, пари, лотерея дают определенное количество шансов на выигрыш. Как правило, количество их очень мало, однако существование хоть малейшей вероятности реального выигрыша позволяет считать мероприятие игрой, а не мошенничеством. Соответственно со слабым шансом получить приз корреспондирует большой риск потерпеть неудачу. В организованной и проведенной по правилам игре или заключенном споре присутствует фактор, препятствующий победе, - наличие соперника и его шансов на победу, а также отсутствуют гарантии успеха;

  • содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска. Очевидно, что такие понятия, как "преувеличивают вероятность получения выигрыша" или "преуменьшают степень риска", носят оценочный характер и будут наполняться смыслом в каждом конкретном случае. Пока же не выработано достаточных критериев для их конкретизации и детализации;
  • содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили. Если участник по условиям игры признан победителем, организатор должен уведомить его о выигрыше или сообщить накануне игр, где и когда можно узнать о результатах мероприятия. Выигравшее лицо вправе обратиться к организатору за призом после того, как он узнал об улыбнувшейся ему удаче. При передаче приза участник предъявляет представителю организатора паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и подписывает акт о передаче приза. Использование в рекламе свидетельств о получении выигрышей допускается только при наличии подтверждающих факт передачи документов.

Необходимость этого положения Закона возникла из нелицеприятной практики. Были случаи, когда в средствах массовой информации организации размещали сведения о том, что люди выиграли такие-то призы, и их фамилии. Документальные проверки обнаружили, что лица, указанные в списке победителей, не числятся в паспортных службах. Таким образом, призы распределялись между несуществующими субъектами (по крайней мере создавалась видимость надлежаще проведенной игры).

Нарушение пункта 4 части 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" грозит не только вмешательством антимонопольных служб в связи с распространением ненадлежащей рекламы, но и вполне может обернуться гражданской правовой ответственностью за причинение вреда действительным победителям.

Таким образом, запрещается до выплаты выигрыша раскрывать информацию о лице, его получившем. Данный запрет направлен в первую очередь на защиту прав выигравшего лица;

  • содержать утверждение о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха. Данное требование распространяется на любой способ сообщения указанной информации в рекламе, как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что участие в азартных играх, пари порождает успех или улучшает имущественное состояние), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из ее содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем). При рассмотрении вопроса о соответствии рекламы комментируемым требованиям должна быть установлена прямая связь между участием в азартных играх, пари и последствиями такого участия в виде достигнутого (предполагаемого) общественного или личного успеха либо в виде решения имущественных проблем участника азартных игр, пари;
  • осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари. Исходя из содержания данного требования в рекламе азартных игр не допускается подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в азартных играх, пари, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от участия в таких играх;
  • создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано. Данное требование также распространяется на любой способ сообщения указанной информации в рекламе, как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что условия азартной игры, пари таковы, что каждый участник игры, пари получит выигрыш либо его получит весомое большинство), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из ее содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари принесет гарантированный выигрыш либо выигрыш с высокой степенью вероятности). При этом указанная информация не может содержаться в рекламе, в том числе если по условиям игры, пари предусмотрена выплата выигрыша каждому участнику азартной игры или пари;
  • использовать образы людей и животных. В данной норме установлен запрет на любое использование (визуальное, звуковое, текстуальное) образов людей и животных в рекламе азартных игр. Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. Вместе с тем необходимо учитывать, что требования о недопустимости использования в рекламе азартных игр образов людей и животных не распространяются на сообщение названия игорного заведения или игры в рекламе, в том числе если такое название одновременно является обозначением человека или животного. Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая неизвестных или вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п. Кроме того, образ человека и животного может быть сформирован через наделение объектов природы (предметов) человеческими способностями, способностями животных (их одушевление, оживление). В звуковом и текстовом ряде рекламы не должны приводиться сведения о людях и животных. Устанавливая данный запрет, представляется возможным заключить, что законодатель исходил из того, что обезличивание рекламы основанных на риске игр и пари не будет столь сильно формировать интерес потребителей рекламы в целом и несовершеннолетних в том числе к получению выигрыша и преуменьшению степени риска его получения. Представляется, что образы животных и людей (в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации)) могут внушать существенное доверие. При одновременном визуальном, текстовом и звуковом воздействии наблюдаемое в движении событие вовлекает потребителя рекламы в демонстрируемый на экране сюжет.

3. На основании части 2 комментируемой статьи реклама основанных на риске игр, пари допускается только:

  • в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени. Таким образом, Закон допускает размещение в электронных средствах массовой информации рекламы азартных игр в течение двух периодов времени, первый из которых начинается в часов и заканчивается в часов, второй начинается в часа и заканчивается в часов. При этом Закон устанавливает, что исчисление времени в каждом часовом поясе должно быть местным. Несмотря на достаточно четкий запрет, установленный комментируемыми положениями, на практике встречаются случаи его нарушения. Так, в году ФАС России оштрафовал ряд радиостанций за рекламу казино в неурочное время;
  • в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов). Данная норма позволяет распространять рекламу азартных игр исключительно в помещениях зданий, строений, сооружений, в которых осуществляется деятельность по проведению азартных игр и пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Определением ВАС РФ от N /07 установлено, что реклама основанных на риске игр, пари не допускается вне зданий, строений, сооружений, в которых проводятся такие игры, пари. Доводы, что реклама, размещенная на сооружении, в котором расположен игровой зал, является вывеской, судами отклоняется;
  • в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари. Данное положение распространяется только на печатные средства массовой информации и не затрагивает электронные средства массовой информации. Рекламный характер издания подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации, содержащим соответствующее указание на специализацию издания. Оценка специализации средства массовой информации как предназначенного для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари, осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации.

4. Как указано в части 3 комментируемой статьи, требования частей 1 и 2 настоящей статьи распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, пари, являющегося игорным заведением, в том числе казино, залом игровых автоматов, и на рекламу мест проведения основанных на риске игр, пари, если ими являются игорные заведения.

К основанным на риске играм также относятся лотереи. Так, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Госстандарта от N ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", организация лотерей, включая продажу лотерейных билетов, является одной из разновидностей деятельности по организации азартных игр. Однако на стимулирующие лотереи в связи с отсутствием необходимости внесения денежных средств ради принятия участия в лотерее (признак азартности сведен практически на нет) распространяются специальные нормы статьи 9 комментируемого Закона, и этот вид развлечения изъят из сферы регулирования статьи 27 комментируемого Закона.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:

  • указание на сроки проведения основанных на риске игр, пари. Общие правила определения и исчисления сроков установлены главой 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало;

  • источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

Согласно правилам статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари. На требования, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, правила настоящей главы не распространяются. Указанные требования подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, либо хотя бы одной из сторон сделки, заключенной на бирже, является юридическое лицо, получившее лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на бирже.

Требования, связанные с участием граждан в указанных в настоящем пункте сделках, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже.

В этой связи при рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации:

  • об организаторе такого мероприятия. Организаторами лотереи, в частности, могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
  • о правилах его проведения;
  • о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия;
  • о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

УК РФ Статья Незаконные организация и проведение азартных игр

(в ред. Федерального закона от N ФЗ)

1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения или сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Под систематическим предоставлением помещений в настоящей статье понимается предоставление помещений более двух раз.

2. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

( Закон утратил силу на основании Кодекса
N VI от )

О патентовании некоторых видов
предпринимательской деятельности

Вводится в действие Постановлением Верховной Рады Украины от 23 марта года N 99/ВР с 1 июля года, кроме норм Закона, регулирующих патентование в сфере розничной торговли (за исключением положений по розничной торговле нефтепродуктами через стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, которые вступают в силу с 1 июля года).

(изменено согласно Постановлению Верховной Рады Украины от г. N /ВР и согласно Постановлению Верховной Рады Украины от г. N /ВР).

С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 12 июля года N /ВР

(Изменения, внесенные Законом Украины от г. N /ВР, вступают в силу с 1 сентября года.)

Настоящий Закон определяет порядок патентования деятельности в сфере розничной торговли, торговли иностранной валютой, а также по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности.

Статья 1. Общие положения

1. Объектом правового регулирования согласно настоящему Закону является деятельность по розничной торговле на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, с кредитными карточками), а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса.

2. Субъектами правоотношений, которые подлежат регулированию по настоящему Закону, являются юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица - резиденты и нерезиденты, а также их обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства и др.), которые занимаются предпринимательской деятельностью, предусмотренной частью первой этой статьи.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на розничную торговую деятельность:

1) предприятий и организаций системы Укоопсоюза и торгово-производственных предприятий рабочего снабжения;

2) субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, которые:

уплачивают рыночный сбор (плату) за место для торговли продукцией в пределах рынков, созданных по решениям органов местного самоуправления;

уплачивают налог на промысел в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кролей, нутрий, птицы (как в живом виде, так и продукции их забоя в сыром виде и в виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства;

уплачивают государственную пошлину за удостоверение договоров отчуждения собственного имущества в случае, если отчуждение каждой отдельной категории товаров происходит не чаще одного раза в календарный год;

3) субъектов предпринимательской деятельности, созданных общественными организациями инвалидов, которые имеют налоговые льготы согласно действующему законодательству и осуществляют торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства.

(часть 3 статьи 1 изменена согласно Закону Украины от г. N /ВР)

Статья 2. Определение и содержание торгового патента

1. Торговый патент - это государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься указанными в настоящем Законе видами предпринимательской деятельности. Торговый патент не удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности на интеллектуальную собственность.

2. Торговый патент может приобретаться субъектами предпринимательской деятельности, предметом деятельности которых являются виды, указанные в части первой статьи 1 настоящего Закона. Основанием для приобретения торгового патента является заявка, оформленная в соответствии с частью четвертой этой статьи. Установление каких-либо дополнительных условий по приобретению торгового патента не разрешается.

3. Торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской деятельности государственными налоговыми инспекциями по местонахождению этих субъектов или местонахождению их структурных (обособленных) подразделений, субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим операции по розничной торговле (кроме передвижной торговой сети), - по местонахождению пункта розничной продажи товаров, а субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю через передвижную торговую сеть, - по месту регистрации этих субъектов.

(абзац 1 части 3 статьи 2 изменен согласно Закону Украины от г. N /ВР)

Торговый патент содержит следующие реквизиты:

номер торгового патента;

наименование владельца торгового патента;

вид предпринимательской деятельности;

название вида услуг в сфере игорного бизнеса;

место регистрации гражданина как субъекта предпринимательской деятельности или местонахождение субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица (местонахождение структурного (обособленного) подразделения этого субъекта);

для транспортных средств - марка транспортного средства, его номерной знак;

срок действия торгового патента,

местонахождение государственной налоговой инспекции, выдавшей торговый патент;

(абзац 10 части 3 статьи 2 изменен согласно Закону Украины от г. N /ВР)

отметка государственной налоговой инспекции о поступлении платы за выданный ею торговый патент.

(абзац 11 части 3 статьи 2 изменен согласно Закону Украины от г. N /ВР)

Форма торгового патента и порядок его заполнения устанавливается Главной государственной налоговой инспекцией Украины.

4. Заявка на приобретение торгового патента должна содержать следующие реквизиты:

наименование субъекта предпринимательской деятельности;

выписку из учредительных документов о юридическом адресе субъекта предпринимательской деятельности, а в случаях, если патент приобретается для структурного (обособленного) подразделения, - справку органа, который согласовал местонахождение структурного (обособленного) подразделения, с указанием этого места;

вид предпринимательской деятельности, осуществление которой требует приобретения торгового патента;

наименование документа о полной или частичной уплате стоимости торгового патента.

Статья 3. Порядок приобретения торгового патента
на осуществление операций по розничной торговле

1. Патентованию подлежат операции по розничной торговле, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах розничной продажи товаров.

2. Под розничной торговлей в настоящем Законе следует понимать торговлю товарами, а также выполнение при этом сопутствующих работ (услуг) за наличные средства, а также за другие наличные платежные средства, включая кредитные карточки.

3. Под пунктами розничной продажи товаров в настоящем Законе следует понимать:

магазины, которые занимают отдельные помещения или здания и имеют торговый зал для покупателей, площадь которого не превышает 20 квадратных метров;

киоски, палатки и другие малые архитектурные формы, которые занимают отдельные помещения, но не имеют встроенного торгового зала для покупателей;

автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети;

лотки, прилавки и другие виды торговых точек в отведенных для розничной торговли местах, кроме предоставляемых в аренду субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам и находящихся на территории рынков, созданных по решениям органов местного самоуправления;

стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, которые осуществляют розничную торговлю нефтепродуктами.

При определении общей площади торгового зала не учитывается площадь складских, подсобных и других вспомогательных помещений.

В случае, когда субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (торговой точки).

4. Стоимость торгового патента на осуществление розничной торговли устанавливается органами местного самоуправления.

Стоимость торгового патента за календарный месяц не может превышать:

на территории города Киева, областных центров - суммы, эквивалентной ЭКЮ;

на территории города Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров - суммы, эквивалентной 80 ЭКЮ;

на территории других населенных пунктов - суммы, эквивалентной 40 ЭКЮ.

В случае, когда пункты розничной продажи товаров расположены в курортных местностях или на территориях, прилегающих к таможням, другим пунктам перемещений через таможенную границу, органы местного самоуправления, в бюджеты которых направляется плата за торговый патент, могут принять решение об увеличении платы за торговый патент, но не более суммы, эквивалентной ЭКЮ за календарный месяц.

Дополнительные доходы, получаемые вследствие принятия указанных решений, полностью направляются в соответствующие местные бюджеты.

Оплата торгового патента осуществляется в валюте Украины по курсу Национального банка Украины на день, предшествовавший дню проведения оплаты торгового патента.

Срок действия торгового патента на осуществление розничной торговли составляет 12 календарных месяцев.

5. Оплата стоимости торгового патента на осуществление розничной торговли производится ежемесячно до 15 числа месяца, который предшествует отчетному.

Во время приобретения торгового патента на осуществление розничной торговли субъект предпринимательской деятельности вносит единовременную плату в размере стоимости торгового патента за один месяц. На сумму, уплаченную во время приобретения торгового патента, уменьшается размер платы за торговый патент, который подлежит внесению в последний месяц его действия.

Субъект предпринимательской деятельности может осуществить предварительную оплату стоимости торгового патента на осуществление розничной торговли за весь срок его действия.

Субъект предпринимательской деятельности имеет право приобрести торговые патенты на осуществление розничной торговли на следующие за текущим годы, но не более чем на три года, уплатив полную стоимость этих патентов во время их получения. При этом субъект предпринимательской деятельности освобождается от обязанностей довнесения стоимости торгового патента в случае, если принятыми после этого актами законодательства увеличивается стоимость патента.

6. Торговый патент выдается бесплатно субъектам предпринимательской деятельности или их обособленным подразделениям, которые осуществляют операции по розничной торговле исключительно с использованием следующих видов товаров национального производства:

хлеб и хлебобулочные изделия;

мука пшеничная и ржаная;

соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное;

молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них;

продукты детского питания;

безалкогольные напитки;

мороженое;

говядина и свинина;

домашняя птица;

яйца;

рыба;

ягоды и фрукты;

картофель и плодоовощная продукция;

комбикорма для продажи населению;

почтовые марки, открытки, поздравительные открытки и конверты непогашенные, ящики, коробки, мешки, сумки и другая тара из дерева, бумаги и картона, используемая для почтовых отправлений предприятиями Министерства связи Украины, и фурнитура к ним;

периодические издания печатных средств массовой информации;

проездные билеты;

товары народных промыслов (кроме антикварных и составляющих культурную ценность согласно перечню, устанавливаемому Министерством культуры Украины);

готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты) и витамины для населения; ветеринарные препараты, бумага туалетная, зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометры, индивидуальные диагностические приборы независимо от страны их происхождения;

уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный и газ сжиженый, торф топливный кусковой, торфяные брикеты и дрова для продажи населению;

мыло хозяйственное, а также спички (независимо от страны их происхождения).

В бесплатном торговом патенте обязательно приводится полный перечень товаров, предусматриваемых для реализации.

Бесплатный торговый патент не дает права на осуществление розничной торговли товарами, которые не указаны в этой статье.

7. Субъекты предпринимательской деятельности, которые реализуют инвалидам товары повседневного спроса и продукты питания через торговые учреждения, созданные для этой цели общественными организациями инвалидов, имеют право на бесплатный торговый патент (кроме предусмотренных пунктом 3 части третьей статьи 1).

8. субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются розничной продажей периодических изданий печатных средств массовой информации) имеют право на получение бесплатного торгового патента на торговлю сопутствующей продукцией по следующему перечню:

печатные книги в твердой или мягкой обложке отечественных издательств;

книги для раскрашивания, ноты, карты географические или гидрографические, включая атласы, глобусы и топографические планы, открытки почтовые, поздравительные открытки, конверты, картинки перебивные, тетради, книги для записей, блокноты, бумага печатная, для рисования и копирования, бланки, журналы регистрационные, календари, другие канцелярские товары из бумаги или картона независимо от страны их происхождения;

ручки, карандаши, инструменты для черчения, кисточки, мастихины, мольберты, краски, лаки, растворители и закрепители для рисования и живописи, полотно, багеты, рамки и подрамники для картин, скоросшиватели, другие канцелярские приборы и конторское оборудование, кроме изготовленных из драгоценных и полудрагоценных металлов, независимо от страны их происхождения.

9. Субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица) резиденты, которые осуществляют розничную торговлю исключительно продукцией собственного производства (фирменная торговля), имеют право на получение бесплатного торгового патента. Фирменная торговля - это продажа товаров непосредственно их производителями - резидентами, а также обособленными (структурными) подразделениями этих товаропроизводителей, которые не имеют статуса юридического лица.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю на территории воинских частей И военных учебных заведений исключительно товарами воинской атрибутики и повседневного потребления для военнослужащих, имеют право на получение бесплатного торгового патента.

Не требует патентования реализация субъектом предпринимательской деятельности продукции собственного производства физическим лицам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, через пункты розничной торговли, встроенные в производственные или административные помещения этого субъекта.

Не требует патентования деятельность субъектов предпринимательской деятельности по закупке у населения продукции (заготовительная деятельность), если дальнейшая реализация такой продукции происходит по расчетам в безналичной форме (пункты приема стеклотары, макулатуры, отходов бумажных, картонных и тряпичных; заготовка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки).

(статья 3 изменена согласно Закону Украины от г. N /ВР)

Статья 4. Порядок приобретения торгового патента
на осуществление операций по торговле наличными валютными ценностями

1. Патентованию подлежат операции по торговле наличными валютными ценностями, которые осуществляются субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах обмена иностранной валюты, за исключением операций по торговле наличными валютными ценностями, осуществляемых банковскими учреждениями в собственных операционных залах.

2. Под торговлей наличными валютными ценностями в настоящем Законе следует понимать продажу наличной иностранной валюты, других наличных платежных средств, выраженных в иностранной валюте (в том числе дорожных, банковских и персональных чеков), а также операции по дебетованию кредитных (дебетовых) карточек в обмен на валюту Украины, других наличных платежных средств, выраженных в валюте Украины, а также в обмен на другую иностранную валюту.

3. Под пунктами обмена иностранной валюты в настоящем Законе следует понимать:

обменные пункты уполномоченных банков, размещенные вне их операционных залов;

обменные пункты других кредитно-финансовых учреждений, которые получили лицензию Национального банка Украины на осуществление операций по торговле иностранной валютой;

обменные пункты субъектов предпринимательской деятельности, которые действуют на основании агентских соглашений с уполномоченными банками.

В случае, когда субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (обменного пункта).

4. Стоимость торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями составляет сумму, эквивалентную ЭКЮ за календарный месяц, пересчитанную в валюту Украины по курсу Национального банка Украины на день, предшествовавший дню проведения оплаты этого патента.

Срок действия торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями составляет 36 календарных месяцев.

5. Оплата стоимости торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями осуществляется ежеквартально до 15 числа месяца, который предшествует отчетному кварталу.

Во время приобретения торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями субъект предпринимательской деятельности вносит единовременную плату в размере стоимости торгового патента за один месяц. На эту сумму уменьшается размер платы за торговый патент, которая подлежит внесению в последний квартал его действия.

Субъект предпринимательской деятельности может осуществить предварительную оплату стоимости торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями за весь срок его действия. При этом субъект предпринимательской деятельности освобождается от дополнительного внесения платы за торговый патент на осуществление операций по торговле валютными ценностями в случае, если принятыми после этого актами законодательства увеличивается его стоимость.

Статья 5. Порядок приобретения торгового патента на осуществление
операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса

1. Патентованию подлежат операции по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, которые осуществляются субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями.

2. Под игорным бизнесом в настоящем Законе следует понимать деятельность, связанную с организацией казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (кроме государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной форме вне банковских учреждений или в имущественной форме на месте.

Казино, другие игорные места (дома) должны занимать отдельные помещения или здания и иметь игорный зал для посетителей (кроме игровых автоматов и бильярдных столов).

Предоставление услуг в сфере игорного бизнеса вне пределов отведенных на эти цели помещений или зданий, а также в помещениях, не имеющих игорного зала для посетителей, не разрешается.

В случае, когда субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (игорного места).

3. Стоимость торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса устанавливается (за год):

для использования игрового автомата с денежным или имущественным выигрышем - в сумме, эквивалентной ЭКЮ;

для использования игрового стола с кольцом рулетки - в сумме, эквивалентной ЭКЮ;

для использования других игровых столов (специальных столов для казино, кроме столов для бильярда) - в сумме, эквивалентной ЭКЮ за каждый стол;

для использования кегельбанов, которые вводятся в действие при помощи жетона, монеты или без них - в сумме, эквивалентной ЭКЮ за каждый игровой желоб (дорожку);

для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие при помощи жетона, монеты или без них, кроме столов для бильярда, используемых для спортивных любительских соревнований, - в сумме, эквивалентной ЭКЮ за каждый стол для бильярда;

для осуществления других видов игорного бизнеса, включая розыгрыши с выдачей денежных выигрышей в наличной форме вне банковских учреждений или в имущественной форме на месте, - в сумме, эквивалентной ЭКЮ за каждый отдельный вид (место) игорного бизнеса.

Указанные суммы пересчитываются в валюту Украины по курсу Национального банка Украины надень, предшествовавший дню осуществления оплаты торгового патента.

4. Торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса должен быть выдан на каждое отдельное игорное место (игровой автомат, игровой стол).

Торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса не дает права на осуществление игорного бизнеса, не указанного в таком патенте.

Срок действия торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса составляет 60 календарных месяцев.

5. Оплата стоимости торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса производится ежеквартально до 15 числа месяца, предшествующего отчетному кварталу.

Во время приобретения торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса субъект предпринимательской деятельности вносит единовременную плату в размере стоимости торгового патента за 3 месяца. На сумму, уплаченную во время приобретения торгового патента, уменьшается размер платы за торговый патент, который подлежит внесению в последний квартал его действия.

Субъект предпринимательской деятельности может осуществлять предварительную оплату стоимости торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса за весь срок действия торгового патента. При этом субъект предпринимательской деятельности освобождается от обязанностей дополнительного внесения стоимости торгового патента в случае, если принятыми после этого актами законодательства увеличивается его стоимость.

Статья 6. Порядок распределения средств, полученных от
продажи торгового патента

Средства, полученные от продажи торговых патентов, зачисляются:

в Государственный бюджет Украины - в размере 30 процентов общей суммы поступлений;

в местные бюджеты по месту платы за патент субъекта предпринимательской деятельности - в размере 70 процентов общей суммы поступлений.

Статья 7. Порядок использования торгового патента

1. Торговый патент должен быть размещен:

на фронтальной витрине магазина, а в случае ее отсутствия - возле кассового аппарата;

на фронтальной витрине малой архитектурной формы;

на табличке - для автомагазинов, развозок и других видов передвижной торговой сети, а также для лотков, прилавков и других видов торговых точек, открытых в отведенных для розничной торговли местах;

в пунктах обмена иностранной валюты;

в помещениях для предоставления услуг в сфере игорного бизнеса.

Торговый патент должен быть открытым и доступным для обозрения.

2. Торговый патент действителен на территории органа, который осуществил регистрацию субъекта предпринимательской деятельности или с которым согласовано местонахождение его структурного (обособленного) подразделения по месту выдачи торгового патента этому субъекту. Передача торгового патента другому субъекту предпринимательской деятельности или другому структурному (обособленному) подразделению субъекта предпринимательской деятельности не разрешается.

Торговый патент, выданный для осуществления розничной торговли с использованием передвижной торговой сети (автомагазины, развозки и др.), действителен на территории Украины.

Статья 8. Ответственность субъектов предпринимательской
деятельности за нарушение требований настоящего Закона

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие операции по розничной торговле, по торговле валютными ценностями и по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, в случае нарушения требований настоящего Закона несут следующую ответственность:

за нарушение сроков уплаты очередных платежей уплачивают штраф в размере стоимости торгового патента за один календарный месяц. При этом торговый патент аннулируется, перерасчет за предварительно внесенные платежи не производится;

(абзац 2 статьи 8 изменен согласно Закону Украины от г. N /ВР)

за нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного частью первой статьи 7 настоящего Закона, уплачивают штраф в размере стоимости торгового патента за один календарный месяц;

за осуществление операций, которые регулируются настоящим Законом, без получения соответствующих торговых патентов, или нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного частью второй статьи 7 настоящего Закона, уплачивают штраф в двойном размере стоимости торгового патента за полный срок его действия;

за осуществление операций по реализации товаров, определенных частью шестой статьи 3 настоящего Закона, без получения бесплатного торгового патента или с нарушением порядка получения и использования бесплатного торгового патента уплачивают штраф в размере стоимости торгового патента на осуществление розничной торговли за полный срок его действия.

(статья 8 дополнена абзацем 5 согласно Закону Украины от г. N /ВР)

До дня уплаты штрафов, определенных этой статьей, а также до приобретения торгового патента или оформления бесплатного торгового патента деятельность соответствующих субъектов предпринимательской деятельности останавливается.

(статья 8 дополнена частью 2 согласно Закону Украины от г. N /ВР)

Штрафы, предусмотренные этой статьей, подлежат уплате нарушителем в пятидневный срок со дня вручения государственными налоговыми инспекциями постановления о наложении штрафа.

(статья 8 дополнена частью 3 согласно Закону Украины от г. N /ВР)

Статья 9. Заключительные положения

1. В случае получения субъектом предпринимательской деятельности прибыли от других, не указанных в настоящем Законе операций, балансовая прибыль от операций, подлежащих патентованию согласно нормам настоящего Закона, определяется отдельно, независимо от итогов деятельности субъектов предпринимательской деятельности в целом.

2. Начисленный к уплате налог на прибыль субъекта предпринимательской деятельности или структурного (обособленного) подразделения, полученную от осуществления операций, подлежащих патентованию согласно нормам настоящего Закона, уменьшается на сумму платежей стоимости торгового патента. В случае недостаточности прибыли обособленного подразделения для оплаты стоимости торгового патента субъект предпринимательской деятельности, в состав которого входит это подразделение, уплачивает недостающие суммы за счет общей прибыли, остающейся в распоряжении субъекта предпринимательской деятельности после налогообложения.

3. Порядок учета финансовых результатов, полученных субъектом предпринимательской деятельности от осуществления операций, подлежащих патентованию согласно нормам настоящего Закона, устанавливается Министерством финансов Украины.

4. Контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется государственными налоговыми инспекциями и органами Министерства внутренних дел Украины.

5. Суммы штрафов, взыскиваемых государственной налоговой инспекцией, подлежат перечислению в местный бюджет по месту платы за торговый патент.

Президент Украины goalma.org

goalma.org 23 марта года
N 98/ВР

nest...

казино с бесплатным фрибетом Игровой автомат Won Won Rich играть бесплатно ᐈ Игровой Автомат Big Panda Играть Онлайн Бесплатно Amatic™ играть онлайн бесплатно 3 лет Игровой автомат Yamato играть бесплатно рекламе казино vulkan игровые автоматы бесплатно игры онлайн казино на деньги Treasure Island игровой автомат Quickspin казино калигула гта са фото вабанк казино отзывы казино фрэнк синатра slottica казино бездепозитный бонус отзывы мопс казино большое казино монтекарло вкладка с реклама казино вулкан в хроме биткоин казино 999 вулкан россия казино гаминатор игровые автоматы бесплатно лицензионное казино как проверить подлинность CandyLicious игровой автомат Gameplay Interactive Безкоштовний ігровий автомат Just Jewels Deluxe как использовать на 888 poker ставку на казино почему закрывают онлайн казино Игровой автомат Prohibition играть бесплатно