Диагностика аддиктивных расстройств
Описания характерных черт игровой зависимости, которые в настоящее время клинически характеризуют ее как психическое расстройство, появились несколько веков назад в исторических описаниях некоторых мировых культур. Некоторые знаменитые римские императоры были алчными игроками. Есть определенные свидетельства того, что Клавдий и Нерон отвечали современным критериям патологических игроков (Уилдман, ). Известно, что король Ричард Львиное сердце ограничивал игру в кости во время крестовых походов из-за страха потери контроля над собой со стороны своих солдат (Флеминг, ). В м веке азартные игры рассматривались как порок, который варьировался от участия в небольших пари до ставок на все принадлежащее имущество, а в некоторых случаях и человеческую жизнь (Уилдманом, ; Роуз, ). Ф. М. Достоевский в «Игроке» (), опираясь на реальные события и собственный опыт, описывает когнитивные искажения, потерю контроля и самооценки, безнадежность игрока, которые в настоящее время используются для клинического определения серьезных проблем связанных с азартными играми.
Многие историки и писатели отмечали модели поведения, похожие на современные описания клинических симптомов проблемного гемблинга (например, Коттон, ; Stith, ; Достоевский, , Франс, , Уилдман, ; Розенталь, ). Ландон Картер (цитируется по Финдли, ), выступая перед южным дворянством, сравнивал азартного человека с рабом. В году в одной из статей журнала The Western County Magazine пристрастие к азартным играм относят к аддикциям. В этой статье, ссылаясь на многочисленные истории лиц, потерявших все и покончивших жизнь самоубийством, описывается поглощенность, увлеченность игрой, связанное с ней возбуждение и безумие (см. Steinmetz, ). Предостережение играть было достаточно известным во время х и х в рамках движения трезвости в США. В Чарльз Колдуэлл, врач и видный медицинский педагог, описывал азартную игру как пагубную привычку, сводящую с ума мужчин (Колдуэлл, ). Врач Дж. Тейлор относил привычку к азартным играм к аддикциям, описав почти лет назад большинство критериев и типичных черт игровой зависимости, которые сегодня составляют клиническое описание патологического гемблинга. Он описал чувство стыда, вины, связанное с игрой, скрытность игрока, поглощенность азартными играми, пренебрежение семейными и рабочими обязанностями; расточительность; кражи и другие незаконные виды деятельности для поддержания игры, самоубийство (см. Тэйлор, ). Духовенство и реформаторы - (Генри Уорд Beecher и Уильям Alcott) описывали игроманию как уход через привыкание и безумство в преступность (см. Фабиан, ).
В х годах в Соединенных Штатах азартные игры были легализованы и стали широко доступны среди населения. С открытием скачек в 21 штатах и легализацией казино в штате Невада игровая зависимость стала распространяться и привлекать к себе внимание специалистов. В декабре г. в Лос-Анджелесе состоялось первое заседание общества анонимных игроков. Группа самопомощи была основана на убеждении, что изменения внутри самих игроков необходимы для избавления от игровой зависимости и ее последствий; этого изменения можно добиться путем принятия духовных принципов (Анонимные Игроки, ). Позже были разработаны знаменитые 20 вопросов, которые стали фактическим стандартом, используемым для диагностики игровой зависимости. Эти вопросы стали основой для современных систем классификаций, которые определяют игровую зависимость как хроническое и серьезное заболевание с вытекающими тяжелыми последствиями. Позже объяснения причин игровой зависимости стали искать в личностных качествах игроков, а не только исходя из социальных и экономических последствий азартных игр. Люди с проблемами из-за азартных игр стали на понятийном уровне называться проблемными игроками. Если проблемы, связанные с игрой, приобретали хронический постоянный характер, проблемный игрок тогда именовался «компульсивным игроком», что соответствовало начальной стадии «патологического игрока».
Описание пристрастия к азартным играм, как патологического состояния, было дано Э. Крепелиным более лет назад. Это состояние было отнесено к расстройствам личности, наряду с патологическим коллекционированием, однако научно обоснованные критерии болезненного пристрастия к игре были впервые систематически изложены лишь в Американской классификации психических расстройств. В ней главными признаками патологической игры признана «хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться импульсу игры, поведению игрока, что ставит под угрозу, нарушает и разрушает личное, семейное и профессиональное положение. Характерными проблемами являются большие долги и последующее невыполнение по их уплате, разрыв семейных отношений, мошенничество и запрещенная финансовая деятельность». Аналогичные диагностические критерии даются в Международной классификации болезней.
Патологическая азартная игра отличается от социального вида рекреационной деятельности большинства, которые рассматривают ее как форму развлечения и ставок только на небольшие суммы. В году комиссия национальной политики в отношении азартных игр США установила, что до 1 процента населения США являются «вероятными компульсивными» игроками. В году патологическая азартная игра впервые была включена в качестве психического расстройства в Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств (DSM). В официальном издании Американской психиатрической ассоциации она классифицируется в разделе, посвященном расстройствам импульсного контроля. Игровая зависимость была охарактеризована как хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться игровым импульсам, характеризующаяся нежелательными отрицательными последствиями (заимствование денег у семьи или друзей, трата на игру рабочего времени, аресты за правонарушения из-за увлечения азартными играми и т.д.). Значительная часть литературы, рассмотренной Комитетом по патологическим азартным играм, также определяет зависимость от азартных игр как психическое расстройство, суть которого в постоянной или периодической потере контроля над своим игровым поведением, поглощенностью и увлеченностью азартными играми, поиском денег на игру, иррациональным мышлением и сохранением игрового поведения несмотря на неблагоприятные последствия.
В настоящее время описание патологических азартных игр в DSM-1V определяет игровую зависимость в относительно точных рабочих терминах; обеспечивает основу многих оценочных инструментов; позволяет выделить игровое поведение из других импульсных расстройств, а также подразумевает конкретные виды клинического лечения. Критерии DSM-IV хорошо зарекомендовали себя в западной терапевтической практике. Но поскольку это руководство является клиническим описанием и имеет мало эмпирических сведений за пределами групп лечения, по-прежнему остаются проблемы, связанные с его использованием для определения характера и этиологии патологических азартных игр, а также при попытках оценить распространенность игровой зависимости.
Общие закономерности болезней зависимости
импульсивностью вне борьбы мотивов.
Нельзя не отметить еще одну особенность всех зависимых пациентов, а именно — нарушение эмоционального развития, характеризующееся следующими особенностями:
Нет точных данных, в чем же причина данных расстройств эмоциональной сферы.
В работах зарубежных специалистов также предлагаются теории возникновения и развития зависимых состояний.
Леон Вёрмсер предпринял попытку описания основных особенностей зависимой личности, заключающиеся в следующем. Наркотики, алкоголь, азартная игра, нахождение в сети Интернет или игра на компьютере постоянно используются в качестве искусственной защиты; они употребляются для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе.
У большинства людей, страдающих болезнями зависимости, обнаруживается так называемое «ядро страхов» (фобическое ядро), на котором и основывается последующая патология — обычно с сопутствующими страхами (и желаниями), встроенными в различные структуры, ограничения, обязательства, сопровождающими физическую и эмоциональную близость и любовные связи. Смысл их жизни и стремлений, все то, чего они жаждут больше всего на свете и от чего зависят, также сосредоточивается в одном объекте или одной ситуации. В случае с азартными игроками таким объектом становятся рулетка или игровой аппарат, а в качестве ситуации выступает игра.
Там, где есть страхи, всегда существуют защитные фантазии — выдуманные защитные фигуры или системы, особенным образом уравновешивающие существующие страхи. Такой поиск защиты от объекта страха и тревожной ситуации почти неизбежно приводит к зависимости, как только находится подходящий фактор — азартная игра, любовный партнер, фетиш, наркотик, система ритуальных действий или психоаналитик. В наиболее типичной ситуации зависимость порождает защитную фантазию, которая лучше всего ограждает от страха и тревоги. «Защитники», которые у больного вызывают зависимость, значительно переоцениваются и воспринимаются возведенными в крайнюю степень: всемогущий, вседающий, всепрощающий, или, наоборот, все разрушающий, все осуждающий, все отбирающий. Так, у большинства игроков существуют один или два любимых игровых аппарата, которые, по их мнению, лучше других — более «честные». Зачастую они так и говорят: «за моим аппаратом мне спокойнее», «мой аппарат меня никогда не подводил», «я знаю, что если в него вложу 10 тысяч, то он начнет отдавать». При этом никогда не берутся в расчет случаи, когда все происходило иначе.
Разрываясь между страхом осуждения окружающими и неконтролируемыми потребностями, зависимая личность приобретает выраженную эмоциональную нестабильность и ненадежность. Именно ненадежность людей, страдающих зависимостями, так поражает окружающих и приводит в отчаяние самих пациентов.
Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости-фетиши. Характерными чертами данного типа личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать,- сказать «нет» (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества и желание его избегать. Часто встречается социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (может быть со многими людьми, но поверхностное), неумением высказаться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать свое время, неспособностью добиваться поставленных целей. Для них характерно отсутствие постоянной работы. Они часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие - нередко пребывают в состоянии депрессии.
Этапы развития зависимого поведения заключаются в следующем:
Болезням зависимости свойственны следующие признаки:
Синдром измененной восприимчивости организма к действию данного раздражителя (защитные реакции, устойчивость к нему, форма потребления);
Последний из приведенных признаков более выражен у людей, страдающих зависимостью от каких-либо химических веществ, и у игроков, но в меньшей степени, он также может иметь место. В любом случае эти три синдрома отличают страдающего болезнью зависимости человека от здорового.
Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования проблемы развития гемблинг резистентности
Теоретико-методологические подходы к пониманию природы зависимости от азартных игр 12
Резистентность как теоретический конструкт в психологической науке 30
Психологическая характеристика резистентности как личностного потенциала 54
Выводы по первой главе 73
Глава 2. Развитие сопротивляемости к формированию игровой аддикции в подростковом возрасте
Эмпирическое исследование игромании как социально-психологической проблемы 77
Развитие гемблинг- резистентности у подростков в ходе психологического факультатива 88
Анализ результатов развития гемблинг-резистентности у подростков в условиях психологического факультатива
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Введение к работе
Актуальность исследования. Социальная ситуация в России, вызванная переходом на рыночную экономику, глобализацией, формированием общества потребления, привела к трансформации традиционных ценностей в обществе, изменив характер взаимоотношений между людьми.
В условиях жесткой конкуренции были сформированы новые социальные стандарты, применяемые к личности современного человека. Сегодня конкурентоспособность, материальная обеспеченность, умение достигать поставленных целей несмотря и вопреки заданным обстоятельствам, устойчивость к негативным воздействиям внешних факторов (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, А.В. Плонтиков, Е.И. Рассказова и др.) являются необходимыми условиями достойной жизни. Однако культ успеха, достижений, силы и рациональности оказывает негативное воздействие на развитие личности, развивая пассивность и беспомощность у человека (Л.И. Анцыферова, А.Б. Холмогорова и др.).
Сложившаяся современная социально-экономическая ситуация обусловила возникновение авантюристского социального типа, основными характеристиками которого являются жажда игровой страсти, стремление к быстрому достижению узко прагматичных целей средствами, нарушающими общепринятые нормы, тяга к поступкам, связанным с повышенным риском и мистикой и др. (С.А. Кравченко и др.).
Данные обстоятельства породили множество проблем социального и правового характера, среди которых рост числа игрозависимых как среди взрослого населения, так и у представителей подростковой группы.
Исходя из вышесказанного, представляет интерес исследование проблемы резистентности к игромании у подростков, поскольку, прогрессируя, зависимость от азартных игр приводит к стагнации личностного развития, затрудняя процессы самоопределения и самореализации.
Состояние и степень разработанности проблемы исследования.
Феномен игромании исследуется широко как зарубежными (Г.И. Каплан, Б. Дж. Сэдок, J. Powell, K. Hardoon, J.L. Derevensky, E. Hollander, S. Pallanti, J.E. Grant, M.N. Potenza), так и отечественными учеными (goalma.orgа, В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина, Ю.Л. Арзуманов, В.В. Скобелин, Н.В. Шемчук, Д.С. Ошевский, А.Ю. Егоров, Е.А. Волкова). Большинство исследований носят прикладной характер, поэтому единая методология понимания гемблинг-аддикции отсутствует.
Недостаточно разработан понятийный аппарат. Наряду с понятием «аддикция» используются такие термины, как «аддиктивный процесс», «зависимое поведение». При этом одни авторы рассматривают зависимость как заболевание, а аддикцию как сопутствующие ей формы поведения (Л. Хэттерер, goalma.orgевич, Р.Г. Садыкова и др.), другие используют данные понятия как синонимы (А.Ю. Егоров, Е.В. Змановская, Е.И. Манапова и др.).
Отдельно изучаются интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы личности игроков. В зависимости от того, какой сфере личности отдается предпочтение, различные авторы рассматривают патологический гемблинг как: нерешённый интрапсихический конфликт (Z. Steel, goalma.orgzynski и др.); результат психофизиологической (биологической) дисрегуляции (М. Regard, E Hollander с соавт. и др); выученное поведение (В. Skinner, А.О. Бухановский и др.); результат иррациональных когнитивных процессов (C. Rotter, М. Grifiths, R. Ladouceur, М. Mayrand и др.). Отсутствие комплексного подхода к решению проблемы не позволяет объяснить природу изучаемого феномена.
Наиболее изученными являются симптомы, стадии развития, детерминанты гемблинг-аддикции. Так, зарубежные исследования, посвященные изучению факторов риска развития зависимости от азартных игр, свидетельствуют о том, что раннее начало гемблинга, мужской пол, плохая школьная успеваемость, неадекватный родительский стиль воспитания и др. повышают вероятность развития проблемного и патологического гемблинга в более позднем возрасте (К.С. Winters, L.М. Dickson, J.L. Derevensky, R. Gupta).
Немало исследований посвящено терапевтическим способам лечения зависимости от азартных игр. Однако до сих пор не найден способ избавления от зависимости и остается вероятность срыва после лечения (В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина и др.).
При этом мало разработанной является проблема выявления личностных ресурсов преодоления формирования и развития данного патологического процесса. Согласно данным зарубежных исследований, существует ряд генетических, социальных, поведенческих и личностных защитных факторов, которые, в случае их перевеса над факторами риска, способны снизить риск развития гемблинг-аддикции (L.М. Dickson, J.L. Derevensky, R. Gupta и др.).
В отечественной психологии проблема резистентности (лат. resistentia – сопротивление, устойчивость) к зависимости наиболее подробно рассматривается в рамках концепции психологической устойчивости (Г.С. Никифоров, Л.В. Куликов и др.). С одной стороны, авторы связывают резистентность со стремлением личности к свободе выбора, с другой, рассматривают сопротивляемость в рамках процесса адаптации личности. Однако такая трактовка понятия предполагает связь данной способности с процессом самореализации личности.
Анализ существующих исследований по проблеме игромании позволил выявить следующие неразрешенные противоречия между:
игроманией как теоретическим конструктом и недостаточной его изученностью в акмеологии;
акмеологическими исследованиями проблемы игромании и внедрением полученных результатов в психологическую практику;
практическими исследованиями игромании и недостаточным вниманием психологов к формированию гемблинг-резистентности у подростков.
В связи с нерешенными противоречиями, возникает проблема, заключающаяся в том, что игромания до сих пор остается серьезным препятствием в развитии личности подростка, резервы которой не всегда направлены на усиление сопротивляемости азартной игровой деятельности. В результате личность подростка развивается односторонне, нарушается его связь с социумом, появляется риск развития как игровой аддикции, так и асоциального поведения.
Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования: формирование резистентности к игромании в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психологические факторы формирования резистентности к игромании в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить психологические факторы формирования резистентности к игромании у подростков и апробировать полученные результаты в программе по развитию резистентности к игромании.
Данная цель определила следующие задачи исследования:
- проанализировать резистентность к игромании как научную проблему в психологии;
- охарактеризовать резистентность как элемент в структуре саморегуляции личности;
- изучить социально-психологические источники гемблинг- резистентности в подростковом возрасте;
- определить основные психологические факторы, влияющие на развитие гемблинг-резистентности в подростковом возрасте;
- выявить типы саморегуляции подростков в зависимости от выраженности гемблинг-резистентности;
- проверить особенности формирования подростковой гемблинг-резистентности в ходе опытно-экспериментальной работы.
В основу организации и проведения исследования положена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что резистентность к игромании в подростковом возрасте можно развивать, если формировать оптимальные соотношения между личностными качествами внутри трех функционально связанных диад: «самооценка - притязания», «рефлексия – антиципация», «экстра--интра- направленность личности», с учетом таких психологических факторов, влияющих на развитие резистентности к игромании, как эффективное целеполагание, рост значимости ценности личного успеха, антиципационно- рефлексивный баланс.
Методологическую основу исследования резистентности к игромании составили: фундаментальные идеи психологического детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский и др.), системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин); «Я»-концепции личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.), личностный подход в исследовании саморегуляции (В.А. Ядов, А.С. Шаров, С.Г. Якобсон, Ю.А. Миславский и др.), теоретические концепции общего развития личности (goalma.org, Л.С. Выготский, К. А. Абульханова-Славская, Д.И. Фельдштейн и др.).
Теоретической основой исследования резистентности к игромании явились идеи гуманистической (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), экзистенциальной (В. Франкл, Э. Фромм, Р. Мэй), позитивной психологии (К. Петерсон, М. Селигман и др.), социально-когнитивной теории о «само-эффекивности» личности (А. Бандура), теории субъектности (Р. Харре), концепции самодетерминации и личностной автономии (Э. Дэси, Р. Райан); концепции саморегуляции (Е.И. Манапова, Ю.А. Милославский и др.) и самодетерминации личности (Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме; эмпирические методы исследования: личностный опросник Шмишека, методика определения индивидуальных копинг-стратегий goalma.org, модифицированный метод репертуарных решеток (Н.А. Коваль, Р.П. Мильруд), анкеты, тест жизнестойкости С. Мадди (ТЖС) в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и др.; методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика Шварца для изучения ценностей личности в адаптации В. Н. Карандашева; методика определения уровня развития рефлексивности А.В. Карпова; шкалы «планирование», «моделирование», «программирование» из опросника ССП (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз), формирующий эксперимент. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS для Windows.
Научная новизна исследования. Определены составляющие резистентности, образующие функциональные связанные диады, а именно: «притязания - самооценка», «антиципация-рефлексия», «экстра--интра-направленность личности».
Выявлены психологические факторы, влияющие на развитие резистентности в подростковом возрасте, включая: эффективное целеполагание, рост значимости ценности личного успеха, антиципационно-рефлексивный баланс.
Раскрыты типы саморегуляции в подростковом возрасте в зависимости от выраженности гемблинг-резистентности: продуктивный, приспособленческий, компенсаторный, дисфункциональный.
Обнаружены психологические детерминанты, снижающие уровень резистентности в подростковом возрасте, в их числе: отказ от индивидуации, дефицит социального признания, прожектерство.
Теоретическая значимость исследования. Доказано, что резистентность к игромании есть элемент в структуре саморегуляции личности подростка.
Конкретизировано понятие «резистентность», означающее способность индивида оказывать сопротивление негативным факторам, препятствующим личностному росту и ограничивающим автономное функционирование личности.
Систематизированы источники гемблинг-резистентности в подростковом возрасте, включающие: адекватные детско-родительские отношения, позитивный характер общения со сверстниками, развитие способности к рефлексии, формирование временной перспективы, гармонизация ценностно-смысловой сферы, повышение способности к саморегуляции и самодетерминации.
Практическая значимость исследования. Предложена программа развития гемблинг-резистентности в условиях факультатива для подростков из «группы риска» по развитию игромании, лекций и бесед с родителями и педагогами.
Разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ города Тамбова рекомендации по развитию гемблинг-резистентности у подростков из «группы риска».
Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Психология личности», «Психология семьи и семейных отношений», «Возрастная психология» и «Психология развития», в работе психологов и социальных педагогов с аддиктивными подростками.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Гемблинг-резистентность — это элемент в структуре саморегуляции личности, заключающийся в ее способности оказывать сопротивление негативным факторам, препятствующим личностному росту и ограничивающим автономное функционирование личности.
2. Резистентность к формированию гемблинг-аддикции определяется такой триадой личностных качеств, как: «притязания - самооценка», «антиципация-рефлексия», «экстра--интра-направленность личности».
3. Социально-психологическими источниками ресурса гемблинг-резистентности подростка к развитию игромании являются: адекватные детско-родительские отношения, позитивный характер общения со сверстниками, развитие способности к рефлексии, формирование временной перспективы, гармонизация ценностно-смысловой сферы, повышение способности к саморегуляции и самодетерминации.
4. Основными психологическими факторами, влияющими на развитие гемблинг-резистентности в подростковом возрасте, являются: эффективное целеполагание, рост значимости ценности личного успеха, антиципационно-рефлексивный баланс.
5. Типами саморегуляции подростков, отражающими степень выраженности гемблинг-резистентности, выступают: продуктивный, приспособленческий, компенсаторный и дисфункциональный;
6. Разработанная программа, включающая три направления (развитие составляющих гемблинг-резистентности, коррекция дисфункциональных поведенческих паттернов, формирование позитивной социальной среды), способствует развитию резистентности к игромании у подростков.
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезой, применением современных методологических и теоретических подходов, использованием комплекса адекватных взаимодополняющих методов исследования, системным подходом при оценке изучаемого явления, применением методов математической статистики при качественном и количественном анализе результатов исследования, апробацией результатов исследования на практике.
Организация исследования. В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательных учреждений г. Тамбова. Всего участвовало человек в возрасте от 11 до 15 лет. Работа проводилась в течение – гг.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на международных конференциях (Москва, Тамбов, ), в докладе на Всероссийской научной конференции Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, ), на межрегиональном семинаре (Тамбов, ), на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина. Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.
В настоящее время наиболее широко проблема зависимости от азартных игр исследуется в рамках аддиктологии, новой области знания, направленной на изучение аддиктивных форм поведения психологического и психопатологического уровня [12,19,21, 17,65].
На современном этапе развития науки меняются традиционные преставления о зависимости в связи с многообразием способов «ухода» или бегства из реальности путем изменения состояния сознания [10,15,47,81,], в основе которого, согласно В.Д. Менделевичу, лежит стремление избавиться от неудовлетворяющего аддиктов своего психического состояния [67]. Так, N. Peseschkian вьщеляет следующие виды "бегства" от реальности: "бегство в тело", "бегство в работу", "бегство в контакты или одиночество" и "бегство в фантазии" [66].
Большинство исследователей рассматривают гемблинг как вариант нехимической зависимости, поскольку объектом аддикции выступает поведенческий паттерн [15,21,22,23,24,32,37,38,61,,,,,].
Важность исследования данной проблемы подтверждаются данными, полученными в результате проведения эпидемиологических исследований, согласно которым четверть опрошенных азартных игроков имеют финансовые проблемы, треть находиться в разводе, две трети зависимых от азартных игр совершают правонарушения, десятая часть респондентов имеет высокий суицидальный риск [,,,,].
Данная проблема, актуальная в целом, приобретает особую значимость применительно к подросткам []. Известно, что распространенность патологического и проблемного гемблинга среди подростков более чем в два раза превышает таковую у взрослых [21]. Согласно опросам, проведенным Gupta и Derevensky, большинство игроков юношеского возраста имеют проблемы, связанные с вовлеченностью в азартную игровую деятельность. В частности, большая часть игроков берет в долг, чтобы отыграться, две трети лгут членам семьи и друзьям об участии в азартных играх, более половины тратят деньги на завтрак и/или стипендию на азартную игру. Более того, четверть из опрошенных стали пропускать занятия, проводя время за автоматами и брать без спроса деньги на игру из семейного бюджета [,].
Таким образом, подростки, играющие в азартные игры, представляют собой «группу риска» по развитию игромании, поскольку они быстрее втягиваются в азартные игры, и у них чаще возникают связанные с ними проблемы.
Трудность изучения проблемы игромании состоит в том, что в течение последних тридцати лет в результате многочисленных исследований данного феномена, носящих в основном прикладной характер, были получены противоречивые данные относительно сущности гемблинг-аддикции, механизмов формирования, а также мотивов приобщения к игре.
Феномен игромании рассматривается с точки зрений различных теорий. Так, представители психоаналитического направления психологии склонны рассматривать патологическую зависимость от азартных игр как невроз навязчивого состояния [46,84,]. Согласно Bergler, его источником является конфликт между сознательным стремлением выиграть и неосознаваемым желанием проигрывать, при этом желание терять преобладает значительно. В связи с этим автор указывает на то, что глубинным механизмом развития зависимости от азартных игр является реализация мазохистских тенденций, которые обуславливают желание проигрывать[] . Близкой точки зрения придерживают представители психодинамической концепции (Steel Z., Blaszczynski А., ), которые связывают развитие зависимости от азартных игр с неразрешенными внутренними противоречиями, неадекватными попытками преодолеть комплексы, эмоциональной неустойчивостью, завышенной или заниженной самооценкой. Данные ученые считают, что в поддержании патологического влечения может играть роль неосознаваемое стремление снять с себя ответственность с возложением её на фортуну [].
Другие авторы отмечают, что в основе азартного игрового поведения лежит стремление испытать чувство всемогущества, являющегося основой самоуважения в раннем детстве [87,].
Ряд авторов связывают развитие гемблинг-аддикции с ранней психической травматизацией, что стало причиной дефицитарности в сфере инстинктов. Например, Шайдукова Л.К. и Муратов Ф.М. считают, что в основе формирования зависимости от азартных игр, как и любой другой зависимости, лежит нарушение инстинкта самосохранения. По мнению авторов, это нарушение происходит вследствие воздействия психотравм, которые приводят к потере смысла существования. Экзистенциальное крушение инициирует желание забыться, отключить сознание [].
Игровую зависимость пытаются объяснить с помощью концепции подкрепления (goalma.orgr, Дж. Хеннингрильд и др.). Согласно этой точке зрения, игрок получает удовольствие вследствие активации специализированной системы награды на уровне нейрофизиологических процессов (Дж. Хеннингрильд и др.). Денежная прибыль и возбуждение, рассматриваются как положительные подкрепляющие стимулы [23].
Зависимость от азартных игр рассматривают как тип совладающего поведения, когда имеет место сбой адаптационных механизмов. В результате азартная игра, первоначально выступающая доминирующей психологической защитой, переходит в симптоматическое поведение, превращаясь из копинг-стратегии в цель существования [12, 30]. Гемблинг-аддикцию также объясняют влиянием общебиологических факторов, в том числе психофизиологической (биологической) дисрегуляцей игроков (М. Regard, Е Hollander с соавт. и др), генетической предрасположенностью [,]. В рамках данного подхода изучаются дисфункция серотонинергической, норадреналинергической и дофаминергической систем [,].
Таким образом, на современном этапе исследования проблемы игромании не сформировано единого мнения относительно природы данного явления. Существующие теории носят скорее описательный характер и не способны до конца объяснить причину и механизм формирования зависимости от азартных игр. Отсутствие единой методологической базы исследования зависимого поведения, которое по своей сути является сложной и многоаспектной проблемой, не позволяет выработать единый подход к пониманию природы аддиктивного процесса.
Поскольку степень вовлеченности в азартные игры варьирует от поведения, близкого к нормальному до неконтролируемого патологического пристрастия, еще одной нерешенной проблемой является вопрос о критериях, позволяющих разграничить патологическую зависимость и девиантное (отклоняющегося) непатологическое зависимое поведение.
Для диагностики патологического гемблинга в России и ряде других стран используют критерии, выделенные Международной классификацией болезней (МКБ), а именно:
1) повторные (два и более) эпизоды азартных игр на протяжении не менее года;
2) эти эпизоды возобновляются, несмотря на отсутствие материальной выгоды, субъективное страдание и нарушения социальной и профессиональной адаптации;
3) невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать её волевым усилием [68]; 4) постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и всем, что с ней связано.
Для диагностики расстройства состояние индивида должно отвечать этим четырём критериям [64].
Однако ряд ученых считают, что данные критерии не могут быть удовлетворительными, поскольку для качественно отличных явлений таких, как патологического влечение и девиантное поведение, используется количественный принцип дифференциации [65].
Гемблинг-аддикция имеет свою динамику развития. Изучение процессуальной стороны гемблинг-аддикции позволило обнаружить стадии и фазы игрового цикла. R.L. Caster описал динамику игровой аддикции, которая заключается в последовательном прохождении трех стадий, на протяжении которых происходит постепенная деформация личности, рушатся социальные связи, множатся долги, развиваются психические заболевания, появляются мысли о суициде.
В данном параграфе диссертации мы раскроем источники или ресурсы резистентности к формированию и развитию зависимости от азартных игр в подростковом возрасте. Для этого перед нами стоит задача определения сильных сторон личности, выступающих основой гемблинг-резистентности в подростковом возрасте.
В современной западной и отечественной психолого-педагогической науке отрочество рассматривается как период нормативного возрастного кризиса (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Кризис наряду со стрессом, фрустрацией, конфликтом представляет собой критическую ситуацию, которая требует от личности внутренней работы по ее осмыслению и нахождению внутренних ресурсов на ее преодоление (Ф.Е. Василюк). Характеризуя специфику кризисного этапа развития личности, уместно также упомянуть о введенном С.Л. Рубинштейном понятии «жизненное событие», обозначающее такой этап жизненного пути человека, на котором принимаются поворотные решения.
Психологическое содержание кризиса состоит в невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации мотивов, стремлений, ценностей с помощью прежних способов решения проблем [13]. Согласно Г.И. Малкиной-Пых переживание кризиса заключается в нарушении эмоционального баланса, возникшего в следствии того, что сложившиеся обстоятельства создают угрозу разрушения привычного уклада жизни человека [60].
О.В. Хухлаева отмечает, что для кризиса характерно столкновение психической реальности человека с условиями объективной ситуации, которое обусловлено возникновением противоречия между прежним опытом разрешения проблем и новыми требованиями к способностям личности. При этом осознание личностью положения вещей не приводит к разрешению возникшего противоречия, поскольку для этого необходимо выработать стратегии поведения, используя еще не развитые у личности механизмы и способности [].
В связи с этим в научной литературе широко обсуждаются негативные аспекты подросткового кризиса (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). Отмечается, что при патологическом течении кризиса происходит искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса. В результате могут развиться компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие личности [72,77,91].
goalma.orgн отмечал, что специфику кризисного этапа развития, суть составляет наличие ситуации выбора. Согласно автору в основе любого кризиса лежит необходимость сделать выбор между альтернативными путями решения возрастных задач развития, который определит ход дальнейшей жизни человека. Постепенное прохождение через кризисные этапы развития имеет своим результатом достижение психологической зрелости [].
Еще одной отличительной особенностью возрастных кризисов является их непродолжительность. При этом острота и длительность протекания кризиса колеблется в зависимости от психологических особенностей личности и характера действий социальных условий [60].
Несмотря на правомерность указания на негативные аспекты кризисных этапов развития личности, ряд авторов отмечают позитивный характер влияния кризисного этапа на личностный рост человека. Существование неоднозначного отношения ученых к влиянию кризиса на личностное развитие может быть объяснено посредством «идеи двойственности-полюсности» переживания критических ситуаций, отражающей идею диалектического подхода к пониманию психологических явлений, когда на одном полюсе находиться противоположное тому, что есть на другом [20]. Согласно Л.С. Выгодскому кризис является периодом качественных позитивных изменений, результатом которых является переход на новую более высокую ступень развития [16].
Указание на положительную роль трудных ситуаций мы находим также в трудах М. Кляйн, И.В. Дубровиной, В. н, А. Маслоу и др.
Так, М. Кляйн пришла к выводу о том, что уже в младенческом возрасте фрустрация, за которой следует удовлетворение потребности, приводит к развитию уверенности в способности справляться с тревогой, становиться предпосылкой становления Эго и развития творческих способностей. И.В. Дубровина указывает на роль трудных ситуаций в повышении уровня активности, возникновении потребности, а также в поиске и выработке способов их преодоления. Следует отметить, что уровень активности играет особую роль в развитии саморегуляции подростков. Более того, чем шире арсенал таких активностей, тем больше альтернатив в распоряжении личности, тем успешнее она будет справляться с новыми трудностями в жизни [].
О роли трудных ситуаций в развитии личностного потенциала писал и А. Маслоу. Согласно автору, индивиды, которые выбирают решение трудных и интересных жизненных задач, требующих изобретательности и самоотдачи, открывают для себя путь личностного роста и самореализации. В противном случае, легкое, безучастное отношение к жизни приводит к психическому обеднению, или к «десакрализации» [62].
Согласно В. Франклу отсутствие необходимого уровня напряжения приводит к недостатку инициативы, сужению круга интересов, развитию апатии. Следовательно, трудная ситуация, согласно автору, является одним из условий становления психологически здоровой личности [].
Понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работах Р. Ассаджиоли, С. Гроффа, К. Юнга и др. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека. Из переходного, критического характера данного этапа развития личности вытекают такие особенности ситуации развития личности подростка как неустойчивость и сенситивность.
Неустойчивость позволяет рассматривать подростковый возраст как своего рода «точку бифуркации», когда существует возможность реализации одной из множества потенциальных альтернатив развития. Так, согласно Э. Шпрангеру, вариативность протекания кризиса в данном возрасте находит свое подтверждение в существовании трех типов развития отрочества. Первый тип характеризуется резким течением, переживаемым как второе рождение личности. Для второго типа характерен медленный, постепенный рост, без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Наконец, только часть подростков, имеющих высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, реализуют такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы [77].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в результате столкновения с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, неизбежных для возрастного кризиса, происходит актуализация творческого потенциала личности. Характер прохождения кризиса как этапа развития личности от момента, когда рушатся старые основы жизни, через переоценку ценностей и постановку новых задач, к моменту, названному Э. Иомансом периодом созидания, имеет индивидуален []. В случае позитивного исхода, результатом решения возрастных задач развития является переход на более высокую ступень развития (Л.С. Выгодский), интеграция свободы и ответственности в единый механизм автономной самодетерминации зрелой личности (Д.А. Леонтьев), формирование идентичности (goalma.orgн).
Не смотря на то, что человек сам должен пережить изменения в своей жизни, которые породил кризис, возможно управление процессом переживания. Для этого необходимо создать условия для личностного роста [95]. Важно предотвратить патологический вариант протекания кризиса, когда имеет место алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение [].
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым изучение критериев позитивного развития личности, а также источников успешного преодоления трудных ситуаций в подростковом возрасте.
Исследование поставленной проблемы проходило в несколько этапов. Этап пилотажного исследования был направлен на выявление социально-психологических предпосылок развития зависимости от азартных игр. Для этого были использованы специально разработанная нами анкета (см. прилож. 1, 2, 3), личностный опросник Шмишека и методика определения индивидцальных копинг-стратегий goalma.org Помимо этого были использованы такой социально-психологический метод исследования как несистематическое наблюдение, которое позволило создать обобщенную картину поведения игроков.
Личностный опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опросник состоит из 88 вопросов, степень согласия с которыми необходимо выразить в ответах «да» или «нет».
Личностный опросник Шмишека позволяет определить 10 типов акцентуации личности, а именно: демонстративный, педантичный застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный и эмотивный типы.
Примеры вопросов опросника по шкале «демонстративности» с указанием «ключевого» ответа:
—Охотно ли Вы в школьные годы декламировали стихи? (да)
—Трудно ли Вам выступить перед большой аудиторией? (нет)
По шкале «педантичности»: —Случалось ли, что, уйдя из дома, Вы возвращались, чтобы проверить, все ли в порядке? (да)
—Проверяете ли Вы перед сном или при выходе из дома, закрыт ли газ, выключен ли свет, заперты ли двери? (да)
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Теоретической основой Ш. о. является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей (см. выше), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). [11].
Методика определения индивидцальных копинг-стратегий goalma.org предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Она может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности. Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг 79 стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверждениями. В скобках даны обозначения: П — продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом), О — относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе); Н — непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению) [11].
Базу пилотажного исследования составили человек в возрасте от человек от 9 до Среди них мужского пола 67 человек и 46 человек женского пола.
В результате проведенного нами пилотажного исследования были выявлены следующие условия формирования патологического гемблинга. Среди внешних, социальных условий выделяются:
- Социокультурная ситуация: каждый пятый из числа опрошенных начал играть, испытывая тяжелое материальное положение. При этом около 40% из числа опрошенных начали играть из-за привлекательности легкого добывания денег.
Данная надежда имеет свойство актуализироваться в период экономического спада у значительной части населения, когда особенно остро ощущается потеря безопасности, повышается уровень тревожности, нагнетается эмоциональная напряженность, что вынуждает людей искать любые возможности выхода из затруднительного положения. В нестабильный период социально-экономического развития данные тенденции могут вызвать новую вспышку эпидемии игромании.
- Субкультура. Аддикты нуждаются в людях, которые дают им то, чего им не хватает и взаимодействуют с теми, кто отражает их собственные пороки. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они находят партнеров, поддерживающих их аддиктивный цикл.
-Семья. Наш опрос показал, что 65% гемблеров утверждают, что взаимоотношения в их семье лишены близости, 20% характеризуют их как напряженно-конфликтные.
К внутренним психологическим условиям относятся:
- Пол. Гемблингом чаще страдают представители мужского пола.
-Тип характера. Среди людей с эпилептоидной акцентуации игроманы встречаются чаще, чем среди лиц с другими заостренными чертами характера..
-Стрессоустойчивость. Согласно опросу, игроки в основном пользуются копинг-стратегиями, которые помогают лишь при небольшом стрессе (78 % используют компенсацию, 13% - обращение).
Бездуховность, отсутствие смысложизненных проекций способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению. Всего 25% игроманов ответили, что помимо игры у них есть другие интересы, хобби. Узость интересов указывает на неразвитость познавательной потребности, развитие которой требует умственной переработки впечатлений, дополнительных усилий. Поэтому, уместно говорить об умственной лени, которая непосредственно связана с жаждой впечатлений, обилием ярких эмоций. 98% считают, что материальный достаток полностью определяет счастье человека; главной жизненной стратегией 84% опрошенных является стремление получать удовольствие от жизни, у 42% -стремление сделать карьеру. При этом лишь 25% из них участвуют в общественной жизни.
Отсутствие хобби, увлечений, изоляция от общества ведет к тому, что не удовлетворяется широкий круг высших потребностей. Так дефицит познавательной потребности приводит к ощущению внутренней пустоты и нравственной апатии. Отсутствие познавательных интересов приводит к тому, что человек от скуки убивает время в атмосфере духовного тупика. Постепенно возникает ощущение бессмыслицы и пустоты жизни, которые заставляют искать пути бегства от гнетущей тоски.
Материальное благополучие воспринимается как самостоятельная ценность, как символ успешности. Семейное благополучие, смысл труда и возможности досуга отождествляются с материальным достатком. Все другие интересы и потребности «подгоняются» к этой цели жизни.
Индивидуалистическая позиция, при которой все потребности замкнуты на самом себе, также ведет к общественной изоляции и, как следствие, к чувству внутренней неудовлетворенности и опустошенности. Сама по себе гедонистическая установка ведет к образованию так называемой стратегии мотивационной разрядки: стремление к сиюминутному удовольствию становиться ценностью жизни. Так как все высшие потребности при таком образе жизни ущемляются, человек способен «разряжаться» только примитивным образом.
Выявленные эмпирическим путем основные составляющие гемблинг-резистентности, специфика взаимодействия данных компонентов, оптимальный уровень их развития легли в основу разработки программы по формированию и развитию гемблинг-резистентности.
Данная программа была реализована посредством введения факультатива по психологии, названного нами «Преодоление зависимости от азартных игр в молодежной среде». Занятия проводились на базе психологического центра с учащимися школы № 33, которые по результатам диагностики были определены в «группу риска» по развитию зависимости от азартных игр. Всего приняло участие 16 человек в возрасте лет. Суммарное количество времени, которое было затрачено на проведение занятий составила 60 часов.
Организации деятельности по развитию всех составляющих компонентов гемблинг-резистентности подростков в рамках образовательного учреждения включила следующие этапы:
1. Диагностический
- выявление исходного уровня развития резистентности на основе диагностики ее содержательных элементов.
2. Комплексное сопровождение
- создание и внедрение программы, основанной на результатах диагностики, с целью разработки максимально эффективных методов развития гемблинг резистентности
- создание условий для развития личности подростка (работа с классными руководителями, с одноклассниками подростков из «группы риска», родителями). Поскольку обретение авторитета среди сверстников создаст благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу для налаживания контактов подростками из «группы риска», столь важно определить уровень сплоченности среди одноклассников подростков игроков.
3. Анализа результатов.
- повторная диагностика с целью фиксации изменений уровня развития гемблинг резистентности подростков,
- анализ результативности примененных методов.
Одним из условий эффективности развития гемблинг резистентности подростков является использование в образовательной школе технологии психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение личности — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия (М.Р. Битянова, ).
Цель психологического сопровождения личности заключается в организации сотрудничества с ребенком, направленного на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Реализация парадигмы сопровождения характеризуется деятельностной направленностью на работу с ребенком, с его мышлением, установками.
Таким образом, специфика психологического сопровождения состоит в создании условий и в поиске путей, направленных на раскрытие внутренних ресурсов развития личности.
Главными принципами психологического сопровождения являются:
- гуманное отношение к личности и вера в ее силы;
-оказание квалифицированной помощи;
- поддержка естественного развития;
-единство диагностики и коррекционно-развивающих мероприятий;
- принцип «сверху вниз», характеризующий вектор психологического воздействия, направленного на своевременное формирование психологических новообразований;
- принцип «снизу вверх», который реализуется через усовершенствование уже имеющихся психологических способностей;
- принцип системности развития психической деятельности;
- деятельностный принцип заключается в организации активной деятельности личности [20,].
Исходя из вышесказанного, были осуществлены следующие организационно-методические условия осуществления психологического сопровождения развития резистентности к игровой зависимости подростков в рамках образовательного учреждения:
goalma.orgение системы занятий со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся).
При работе с педагогическим коллективом были проанализированы возможности развития школьников в данном образовательном учреждении, совместно определены критерии эффективного психологического развития обучающихся.
Важным моментом при работе с классными руководителями, явилось выявление и реализация путей включения подростков в общественно значимые виды деятельности. Особое значение имело включение подростков в те виды деятельности, которые соответствовали их интересам, а успешность в данной области придавала бы им «вес» в глазах сверстников.
Это позволило подросткам ощутить успех от реальной деятельности, приобрести уверенность в себе и в своей способности самостоятельными усилиями достигать поставленных целей. Расширяя круг своих интересов, подросток получил возможность удовлетворять актуальные потребности с помощью разнообразных «объектов», причем на более высоком уровне, чем прежде.
Работа с родителями была направлена на повышение психолого-педагогической компетентности, что связано с непринятием и непониманием происходящих изменений с их ребенком. В результате это отражается на стиле воспитания. Последствием такого пагубного воспитания уже были описаны нами ранее (см. гл.1 п. ) в связи с этим, одной из главных задач, стоящей перед нами была мотивация родителей на оказание помощи подростку в критический период его развития. Основными формами работы с родителями были лекции с использованием кейс-методов, на которых рассматривались особенности личностного развития в отрочестве, причины резкого изменения поведения и эмоционального состояния подростка, источники уязвимости к развитию гемблинг-аддикции в подростковом возрасте, роль патогенного влияния родительской семьи в формировании зависимости от азартных игр.
Были даны рекомендации, включающие решение родителями следующих задач:
- Создание условий для удовлетворения актуальных для ребенка потребностей, а именно в любви и одобрении, в самораскрытии. Для этого было предложено занять безоценочную позицию относительно происходящих изменений с их ребенком, а также позволить ему самому проявить заботу о других, чтобы избежать формирования потребительской установки. Также было рекомендовано использование невербальных и вербальных поглаживаний для демонстрации своей любви к подростку, быть предельно деликатным в процессе общения с ребенком, чтобы показать безопасность самораскрытия перед другим, снизив тем самым тенденцию к защите своего внутреннего мира, которая может привести к искажению рефлексивных процессов;
Содействие в становлении самостоятельности подростка, выражающееся не только в требовании выполнения обязательств, но и в предоставлении прав, что позволит снизить частоту конфликтов между родителями и детьми;
- В случае возникновения проблем, связанных с участием в азартных играх, ограничение или даже блокада материальной поддержки.
Работа с подростками из «группы риска» была проведена в рамках факультатива «Преодоление зависимости от азартных игр в молодежной среде» и будет подробнее описана ниже.
Первое монографическое исследование, изданное в Украине, посвященное компьютерной зависимости. В книге описана динамика формирования компьютерной аддикции и специфические для каждого этапа ее развития психологические и клинические особенности. Представлены разработанные авторами технологии первичной профилактики и дифференцированная, поэтапная система коррекции психических и поведенческих расстройств у лиц молодого возраста, работающих с компьютером.
Книга представляет большой интерес не только для психиатров, наркологов и психологов, но будет полезна и учителям, учащимся и их родителям и всем пользователям персональных компьютеров.
Рецензируемая монография посвящена актуальной проблеме современной психиатрии - изучению психолого-психиатрических последствий широкой компьютеризации, коррекции и профилактике связанных с этим аномальных форм поведения.
Выбранное направление исследования весьма актуально, что обусловлено несколькими факторами. В XXI веке существенно возрастает роль информационной среды, а также видов профессиональной и учебной деятельности, связанных с использованием больших объемов информации. Такой вид деятельности невозможен без компьютерной техники. Это делает правомерным постановку вопроса об индивидуально-психологических и социальных последствиях глобальной компьютеризации и информатизации.
Важнейшими из таких последствий являются сложные психопатологические феномены, получившие название зависимости от компьютера и Интернет. Целым рядом исследователей отмечается тревожный факт распространения этих форм дезадап-тивного поведения, которые, судя по результатам опросов, наблюдаются у % пользователей. При этом считается, что количество лиц с явлениями зависимости растет пропорционально увеличению доступа к Интернет. Еще одним важным обстоятельством является то, что компьютерная зависимость в наибольшей степени распространена среди детей и подростков.
В монографии представлены впервые предложенные авторами подходы к первичной профилактике компьютерной зависимости.
Этот подход включает реализацию специальных информационных и образовательных программ, а также целенаправленную коррекцию семейных отношений. В работе описаны факторы риска развития компьютерной зависимости, психологические особенности лиц из групп риска. Кроме того, излагается разработанный авторами метод скрининга компьютерной зависимости.
Монография состоит из предисловия, введения, восьми глав, краткого словаря терминов, заключения и библиографии, включающей источника, из которых иностранных.
Предисловие к монографии написано профессором психологии Гарвардской медицинской школы, директором Центра исследований компьютерной аддикции в Бостоне (США) Maressa Hecht Orzack. Авторы книги неоднократно посещали этот центр и активно сотрудничали в исследованиях с M.H. Orzack.
Во введении авторы отмечают, что прогрессирующее увеличение числа пользователей компьютерами приводит к серьезному изменению системы социальных связей, а также значительной трансформации традиционных стилей и стереотипов межличностного общения.
Авторы монографии указывают, что в настоящее время происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся усложнением самосознания, все большей рационализацией психической деятельности и уменьшением ее эмоциональной составляющей. Эти процессы, в свою очередь, могут нарушать нормальное вхождение молодых людей в социальную среду, а в неблагоприятных условиях становиться источником деструктивных изменений психики. Поэтому наиболее чувствительной к этим изменениям является психика детей, подростков и лиц юношеского возраста.
Данная проблема становится все более заметной в Украине, где за последние 5 лет количество молодых людей, которые имеют доступ к компьютеру, возросло более чем в 20 раз. Пропорционально этому, по данным авторов, увеличилось и количество лиц этого возраста с компьютерной зависимостью.
В первой главе авторы описывают историческую динамику формирования компьютерной субкультуры, прослеживая путь от клинописи к Интернету. В главе указывается на то, что внедрение новых способов и средств коммуникации, несомненно, влечет за собой изменение ментальности общества, стиля мышления и общения между людьми, их психологии и поведения.
Вторая глава посвящена рассмотрению проблемы аддиктивного поведения. Приводится классификация аддикций, рассматриваются факторы, потенцирующие развитие аддиктивного поведения. Описаны клинические и социально-психологические характеристики патологической склонности к азартным играм и приведены факторы, способствующие их формированию. Описаны этапы развития гемблинга и фазы развития игровых срывов. Изложены принципы терапии и коррекции патологической склонности к азартным играм.
В третьей главе проанализирован опыт зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся проблемами компьютерной зависимости. Приводится обзор дефиниций, в которых отражается все терминологическое многообразие определений, связанных с понятием «компьютерная зависимость». Описываются позитивные и негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера. Рассматриваются различные психологические механизмы ухода в виртуальную реальность, анализируются изменения личности и самосознания в процессе виртуального общения.
Авторы выделяют специфические свойства виртуального мира, имеющие решающее значение для формирования компьютерной зависимости и способствующие тому, что соответствующие психологические конструкты начинают «вплетаться» в реальный мир субъекта, постепенно вытесняя его и изменяя восприятие собственного Я.
В главе анализируется роль компьютерных игр в развитии компьютерной зависимости. Приводится их классификация, а также оценка их степени влияния по характеру и силе выраженности психологической зависимости. Описываются стадии формирования игровой зависимости. Авторы рассматривают также проблему киберсексуальной зависимости и описывают ее психолого-психиатрические признаки.
В работе приводятся социальнодемографические и культуральные характеристики лиц, страдающих компьютерной зависимостью. В завершении главы авторы призывают читателей к дискуссии и предлагают свой ответ на поставленный ими дискуссионный вопрос: «Компьютерная зависимость - клиническая реальность или особое психологическое состояние?».
В четвертой главе монографии отражены результаты многолетних исследований авторов, посвященных компьютерной зависимости.
В течение 5 лет () они изучали влияние компьютерной деятельности на психическое состояние школьников, обучающихся в лицее информационных технологий и в физико-математическом лицее, в еженедельной учебной программе которых часов отводилось обязательным занятиям за компьютером.
По результатам скрининга все обследованные были разделены на три группы в зависимости от риска формирования компьютерной аддикции.
В результате исследования были выявлены механизмы влияния компьютерной деятельности на психическое состояние учащихся, а также установлена зависимость между гендерными особенностями, длительностью работы за компьютером, эмоциональной депривацией и риском развития компьютерной зависимости.
Представлены данные экспериментально-психологических исследований, касающиеся индивидуальных особенностей, типов межличностных отношений, самооценки и выраженности невротических черт у учащихся с повышенным риском формирования компьютерной зависимости.
В пятой главе описываются клинические особенности состояния больных компьютерной зависимостью. Авторы обследовали пациентов психиатрической больницы, в клинической картине которых доминировала патологическая зависимость от компьютера.
В результате проведенных исследований было выявлено, что компьютерная зависимость, подобно другим видам аддикций, бывает первичной и симптоматической. Причем, симптоматическая компьютерная аддикция встречается значительно чаще, чем первичная.
В 55% случаев симптоматическая компьютерная зависимость сочетается с другими нарушениями поведения, истоки формирования которых, закладываются в родительской семье.
Описана динамика формирования компьютерной зависимости и специфические для каждого этапа ее развития психологические и психопатологические феномены.
Изложены клинические признаки синдрома актуализации компульсивного влечения при компьютерной зависимости. Приведены дифференциально-диагностические критерии отграничения этапов риска развития и сформировавшейся компьютерной зависимости.
Описаны психологические и психопатологические характеристики пациентов с компьютерной зависимостью: особенности их интеллектуальной деятельности и мышления, искажения в сфере потребностей и побуждений, изменение интересов и самооценки, а также аномалии личности и межличностных отношений.
Шестая глава посвящена диагностике компьютерной зависимости. Авторы справедливо отмечают, что диагностика компьютерной зависимости часто осложняется отсутствием общепринятых критериев установления патологического пристрастия к Интернету или компьютерным развлечениям. В связи с этим они не только приводят описание известных принципов и критериев диагностики Интернет-зависимости и компьютерной зависимости, но и излагают свое видение этой актуальной проблемы.
Разработанный авторами метод скрининговой диагностики компьютерной зависимости весьма интересен в клиническом отношении и защищен патентом на изобретение (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, ).
Седьмая глава посвящена вопросам профилактики компьютерной зависимости. Анализ зарубежной и отечественной литературы, а также собственный опыт лечения пациентов с компьютерной зависимостью позволил авторам утверждать, что залог успеха - это выявление среди пользователей персональными компьютерами лиц, составляющих группу риска, и квалифицированная профилактическая и коррекционная работа с ними на начальном (доклиническом) этапе формирования аддикции.
В этой главе представлены разработанные авторами методики первичной профилактики компьютерной зависимости, включающие информационные и образовательные программы, технологии занятости и коррекции семейных отношений.
В восьмой главе излагаются основные психотерапевтические стратегии, направленные на коррекцию компьютерной зависимости. С учетом полученных клинико-психологических характеристик лиц, страдающих компьютерной зависимостью, авторами была разработана поэтапная система коррекции их поведения.
Выделено пять этапов коррекции, в отношении каждого из которых сформулированы цель, задачи и принципы терапии, а также изложена специфика психотерапевтических вмешательств.
Заключая все сказанное, следует признать, что рецензируемая книга представляет большой интерес для психиатров, наркологов и психологов. Она будет также весьма полезной для учителей, учащихся и их родителей, а также для всех пользователей персональными компьютерами.
Скачать PDF
Смотрите также:
зависимостькниги
FacebookTwitterPinterestEmailWhatsAppВКонтакте
Платформа: | HTML5 |
---|---|
Продукция: | Видеослоты, игры с прогнозируемым исходом, бинго |
Лицензия: | Есть |
Игра в браузере: | Есть |
Бесплатная игра: | Есть |
Качество видео: | Высокое |
Игра с мобильных: | Есть |
Игровые функции: | Wild’ы, Scatter’ы, бесплатные спины, функция игры на риск |
В то же время их API-интеграция весьма проста и занимает лишь несколько дней. Ведение статистики по активности игр и пользователей включено в предложение. Отслеживать свои результаты и знать о удачных и неудачных полосах — важный аспект ответственной игры.
Наша компания постоянно оповещает всех операторов о новых играх и предоставляет рекомендации, основанные на тщательном анализе.
Существует множество причин, почему SoftGamings решили сотрудничать с WeAreCasino, но вот самые важные:
В любой из вышеперечисленных слот-игр гэмблеров будут ожидать современнейшая 3D-графика, анимированные функции и многое другое.
Waikiki Heroes – это новика WeAreCasino. Данный слот обладает 5 барабанами, 3 рядами и 20 линиями (при желании можно активировать не все 20). Меняя достоинство монеты, пользователи могут ставить от до 2 монет на линию. При выпадении трех Scatter’ов одновременно запускается бонусное колесо, в котором можно получить бесплатные вращения и мгновенные денежные выплаты!
Ниже рассказываем о других популярных продуктах разработчика.
Эта эротичная игра была создана в сотрудничестве с Рокко Сиффреди, известной звездой фильмов для взрослых. Вас ждут пять барабанов, 3 ряда символов, 20 выигрышных линий и красивые девушки на экране. Кроме того, тут есть два типа Wild’ов, функция бесплатных спинов, где можно получить до 15 вращений, а также бонусный раунд с солидными денежными призами. RTP равен 95,02%, а волатильность игры довольно низкая — это значит, что выплаты здесь хоть и не поражают воображение, но выпадают весьма часто.
Vikings — одна из наиболее визуально привлекательных игр от We Are Casino. Поскольку она сделана в мультяшном стиле, викинги в ней выглядят не так устрашающе. Вас ждут пять барабанов, три ряда иконок и 20 фиксированных линий. Самыми дорогими символами являются иконки Bonus, активирующие множители и бесплатные спины. RTP слота составляет 95,67% — средний показатель для индустрии.
Space Troops от We Are Casino предлагает вам отправиться исследовать нашу галактику. Инопланетяне, небесные тела и другие связанные с космосом символы ждут вас на игровом поле 53 с 10 фиксированными линиями. RTP игры равен 95,33%, а частота выигрышей — 30,47%. В качестве дополнительных функций она предлагает бесплатные спины, множители, а также уникальную бонусную игру, в которой вам предстоит сразиться с пришельцами.
Одна из причин, почему WeAreCasino имеет такую хорошую репутацию, заключается в том, что компания уделяет много времени оптимизации своих продуктов: это позволяет клиентам играть где угодно и с чего угодно. Неважно, используете ли вы устройство под управлением iOS или же Android, — вы можете в любой момент начать играть в любые игры провайдера без необходимости загружать какие-либо приложения.
Вне зависимости от того, на какую сумму вы желаете пополнить счет, у вас всегда есть возможность увеличить эту сумму, так что внимательно изучите все бонусы перед совершением депозита.
Кроме того, компания обладает лицензиями, подтверждающими ее честность. Вы можете быть уверены, что ваши средства и персональная информация находятся в полной безопасности.
Впрочем, при запуске нового предприятия самое важное — найти первых клиентов, поэтому мы надеемся, что в ближайшие пару лет сервисы компании будут пользоваться спросом по всему миру.
Если вы ищете что-то новое, инновационное и визуально привлекательное, WeAreCasino — ваш выбор.
Да! Компания имеет одну из самых авторитетных лицензий в игорной индустрии — лицензию Комиссии по азартным играм Кюрасао.
На данный момент компания фокусируется на разработке слот-машин и конструктора слотов, позволяющего самому создавать игры.
Конечно. Все игры компании кроссплатформенны и без проблем работают на всех устройствах, вне зависимости от версии ПО. Рекомендуется, однако, постоянно обновлять ваше устройство.
С нашей унифицированной API-интеграцией вы сможете с легкостью разместить все слот-игры WeAreCasino в своем казино.
Азартные игры – важная часть современной цивилизации, поэтому игровые клубы и казино пользуются популярностью. Однако именно такой вид развлечений считается одним из самых опасных, поэтому деятельность казино контролируется правительствами всех стран. Развитие современных технологий пошло на пользу игровой индустрии, и наряду с традиционными клубами стали появляться онлайн-казино. Это игровые площадки в сети интернет, к которым можно получить доступ с любого компьютера или смартфона. Например, Рулетка77 представляет собой идеальный пример такого портала. На одном сайте посетители могут поиграть в разные игры, которые ничем не отличаются от развлечений в казино. При этом для игры на деньги не нужно специально ехать в клуб, можно играть в любое удобное для себя время.
Создателем виртуального гемблинга считается компания Playtech, которая занималась разработкой игр и программного обеспечения для игровых клубов. Компания открыла первое онлайн-казино в году, и с этого времени игровые порталы стали отдельной индустрией развлечений в интернет-секторе. Разработчики предложили пользователям играть в рулетку онлайн на деньги на тех же условиях, что ждут посетителей традиционных заведений. Понадобилось всего несколько лет, чтобы онлайн-казино стали популярными и привлекали все больше пользователей каждый год. В году важность виртуального гемблинга осознали и другие компании, так что число разработчиков ПО пополнилось новыми создателями игр и развлечений на деньги.
На сегодняшний день виртуальные казино пользуются такой же популярностью, что и обычные игровые клубы. С учетом того, что во многих странах, включая Россию, такое развлечение находится под строгим контролем, онлайн-казино быстро превратились в популярные и востребованные площадки. Сегодня в сети работает множество порталов такой направленности, и на каждом из них посетителей ждет масса увлекательных развлечений.
Виртуальные игровые клубы – это уникальные платформы для развлечений, где можно играть на деньги. На таком сайте представлены разнообразные игры, в которых можно использовать деньги для ставок и получать заслуженный выигрыш. Подобные клубы не только использовали стандартные развлечения, которые можно встретить в наземном казино, но и разработали несколько уникальных предложений для своих посетителей.
На волне популярности онлайн-казино разработчики решили подогреть интерес пользователей и ввели такое понятие как прогрессивный джекпот. Это розыгрыш большой суммы денег, которая состоит из суммы всех ставок. Главный приз клуба может получить любой пользователь. Игры в онлайн-казино привлекают пользователей не только возможностью большого выигрыша, но и уникальными особенностями:
Разнообразие игр в онлайн-казино полностью повторяет ряд развлечений в традиционном игровом клубе. Даже в небольшом казино посетители могут сыграть в карточные игры, запустить рулетку или провести время за столом с покером.
Сегодня в сети работают сотни виртуальных игровых заведений, поэтому выбрать один клуб довольно сложно. Рекомендуем играть только в тех заведениях, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры. Определить качественное место можно по нескольким признакам:
Некоторые клубы предлагают сыграть бесплатно, но наличие демонстрационного режима не всегда служит признаком хорошего казино. Лучше всего играть только в тех заведениях, которые получили официальную лицензию и предоставляют контакты для обратной связи. В этом случае у вас будет возможность обратиться к представителям клуба напрямую и задать свой вопрос.
Некоторые аналитические порталы проводят собственные исследования и предлагают пользователям готовые рейтинги игровых заведений. Аналитики оценивают казино по собственным критериям и составляют рейтинг, в который входят надежные и проверенные заведения с хорошей репутацией. Советуем выбирать клуб для игры из такого списка и не терять голову во время посещения казино.
Онлайн-казино – это отличный способ расслабиться и получить удовольствие от игры на деньги. Помимо эмоционального удовлетворения, у посетителей игрового заведения появляется шанс выиграть большую сумму денег и войти в историю в качестве самого удачливого игрока.
казино с бесплатным фрибетом Игровой автомат Won Won Rich играть бесплатно ᐈ Игровой Автомат Big Panda Играть Онлайн Бесплатно Amatic™ играть онлайн бесплатно 3 лет Игровой автомат Yamato играть бесплатно рекламе казино vulkan игровые автоматы бесплатно игры онлайн казино на деньги Treasure Island игровой автомат Quickspin казино калигула гта са фото вабанк казино отзывы казино фрэнк синатра slottica казино бездепозитный бонус отзывы мопс казино большое казино монтекарло вкладка с реклама казино вулкан в хроме биткоин казино 999 вулкан россия казино гаминатор игровые автоматы бесплатно лицензионное казино как проверить подлинность CandyLicious игровой автомат Gameplay Interactive Безкоштовний ігровий автомат Just Jewels Deluxe как использовать на 888 poker ставку на казино почему закрывают онлайн казино Игровой автомат Prohibition играть бесплатно